С каждым днем мы все больше замечаем «умные» отсылки среди молодежного сообщества, которые, к слову, в 21 веке мы называем хайпом, мейнстримом, чем угодно, но не искусством. Приходя в магазин, вы видите блокноты с картинами Ван Гога, Клода Моне, Густава Климта, портретами писателей и многими другими произведениями, призванными популяризировать сложное среди простого.
И сразу возникает вопрос «А можно ли меня назвать ценителем искусства, если мне нравится картина Ван Гога «Звездная Ночь»?
Тут два ответа: и да, и нет. И оба зависят исключительно от обстоятельств.
Парадокс современного мейнстрима состоит исключительно в его точечности. Мода приходит и уходит на отдельные композиции и произведения, освещая для незаинтересованного зрителя только малые детали. Так, скажем, многие современные почитатели Густава Климта из всех его картин смогут назвать только «Поцелуй» и «Юдифь». И это далеко не их вина. В 21 веке всемирная сеть создает пошлость из авторского апогея отдельного художественного этапа, исключая художественную ценность произведения как произведения искусства, но включая в ряд мнимого актуального достояния.
Но у ценности «художественной» и «актуальной» есть одно главное различие — художественная ценность предполагает безвременность, в то время как актуальная превозносится только в отдельный (и очень часто краткосрочный) период.
И тут сразу возникает вполне логичный вопрос: В чем различие между актуальным и художественным?
С актуальным разобраться проще, ведь актуальное преследует нас ежедневно. Рекламные кампании, постеры, большинство голливудских кинокартин и большинство современных книг для подростков — актуальная ценность. Вам это интересно в отдельный момент времени, при этом не только вам, но и всему вашему окружению, кругу, коллективу. Привязанность к композиции исходит из личных эмоциональных побуждений, вольных ассоциаций и уровня навязанности СМИ.
Актуально это исключительно в данный момент времени. Так, скажем, социальные ролики из конца 90-х на настоящий момент выглядят, мягко говоря, забавно. О чем общественность говорила сто лет назад — о том она более не разговаривает. Под гребень актуальной ценности попадает мода на мюли для дам или мода на парики в Парижском Версале во времена Людовика 14. Для 21 века это не более, чем важная историческая деталь, но в наше время нужды в этом нет, и именно поэтому на настоящий момент и парики, и мюли — дело специалистов, а не публичности.
С искусством в этом деле много сложнее. В конце 20 века историки искусства обращают свое внимание на академическое искусство столетней давности. В 19 веке (точнее, в самом его конце) публичности не был интересен академизм, в то время как весь мир поглощали новые, более смелые течения. Но, к слову, и академизм, и новые течения — являют собой ценность художественную.
Если в голову сразу пришла мысль из разряда «все, что считается картинами — то художественная ценность» — мысль не совсем верная. Художественная ценность представляет из себя комплексное достояние. Достояние для автора, человечества, а уже после публичности. Именно так мы разделяем человечество на всех особей человеческого рода, а публичность на особей человеческого рода, что проживают на планете в данный момент времени.
У каждого автора существуют множественные художественные этапы в его творчестве. В один момент времени он увлечен, скажем, пуантилизмом. Он пишет множество картин в этом стиле, и так, одна или две картины являются апогеем его мастерства в этой области. Эти самые примеры апогея у художника — и есть картины, которые принято называть шедеврами в широком понимании этого слова. Следует понимать, что художественный этап — очень размытое понятие. Оно может относиться как ко временному отрезку, так и к стилю, так и к художественному наполнению, и к огромному множеству других деталей, которые объединяют творчество художника.
Прелесть художественной ценности среди публичности зависит не от человека, а от истории. Если у вас есть эмоциональная связь с картиной — прекрасно, но если вы вдруг ее потеряете, картина не перестанет быть шедевром. В этом и состоит главная суть человеческого исторического сознания.
Так, скажем, чтобы назвать себя ценителем творчества Винсента Ван Гога, вы должны самостоятельно изучить творчество художника, ведь выделение шедевров происходит только в результате сравнивания в контексте. Зная исключительно «Звездную Ночь», мы не можем сказать, чем она лучше, чем другие картины. Можно придумать множество преимуществ и отличий, но, к слову, все они будут фактически не подтверждены.
«На вкус и цвет все фломастеры разные» — несомненно, правда. Но стоит помнить, что фломастеры бывают разного качества.