Цель дидактического материала:
- помощь учителю в подготовке и организации уроков русского языка;
- организация дифференцированного обучения;
- развитие активного словарного запаса;
- организация самостоятельной работы;
- контроль за формированием навыка правописания наречий.
Дидактический материал по теме «Наречие»
Образование наречий
Карточка 1.
От данных слов образуйте наречия. Запишите их, обозначая приставки и суффиксы.
Летний, свежий, теплый, ваш, твой, боевой, прежний, всякий.
Карточка 2.
От данных слов образуйте наречия. Запишите их, обозначая приставки и суффиксы.
Казахский, английский, европейский, четвертый, восьмой, лягушачий, медвежий.
Карточка 3.
Образуйте наречия от прилагательных, применяя разные способы их образования.
Вспомните, какие признаки выражают наречия.
Мирный, свежий, старый, тревожный, величавый, долгий, прекрасный, зимний, новый,
товарищеский, твердый.
Карточка 4.
Определите, от каких частей речи образованы следующие наречия.
Покажите, как они образованы.
По-хорошему, полным-полно, сгоряча, заново, трусливо, немало, нежданно-негаданно,
бездарно.
Карточка 5.
Определите, от каких частей речи образованы следующие наречия.
Покажите, как они образованы.
По – нашему, медленно, вчетвером, по – дружески, нигде, позавчера, заново, во – вторых,
откуда – нибудь.
Группы наречий по значению
Карточка 1. Найдите наречия, определите их разряд.
Солнце светит еще по - летнему, но трава уже чуть – чуть пожелтела. Вверху над нами бледно -
голубое небо, слева – лес, а справа – еще не скошенное овсяное поле, за ним вдали – небольшая
речонка. Мы сворачиваем влево, к лесу.
(По В. Мазиловой)
Карточка 2. Найдите наречия, определите их разряд.
Лес и теперь по - прежнему хорош. Волей – неволей мы, завороженные его красотой,
останавливаемся, а затем шагаем напрямик в чащобу.
Широкие ветви могучих деревьев крепко – накрепко переплетаются в вышине. Медленно
продвигаемся вперед и нежданно – негаданно попадаем на полянку, насквозь продуваемую
легким ветерком.
(По В. Мазиловой)Карточка 3. Найдите наречия, определите их разряд.
По - моему, надо идти дальше, в глубь леса, но мои подружки врассыпную разбегаются по поляне.
Наконец и я замечаю под блестящими листьями ягоды брусники. Да их здесь видимо – невидимо!
Поляна сплошь покрыта ягодами. Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы
наелись досыта.
(По В. Мазиловой)
Карточка 4. Найдите наречия, определите их разряд. Подчеркните наречия как члены
предложения.
Как – то поутру во дворе появился дрозд, Он быстро привык к Воропаеву и не стеснялся
воровать крошки хлеба почти из рук, Однажды, присев на край крыши, дрозд вдруг запел,
Поворачивая голову то направо, то налево и косо поглядывая на Воропаева, он как бы
спрашивал, нравится ли ему.
( По П. Павленко)
Карточка 5. Выпишите из текста словосочетания с наречиями. Укажите группу наречия по
значению. Определите тип речи.
Я ехал с охоты вечером на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая
рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка прихрамывая и шевеля ушами;
усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза
надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мной и
мне навстречу неслись., длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали.
Душный жар внезапно сменился влажным холодом: тени быстро густели. Я ударил вожжою по
лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняками, поднялся
в гору и въехал в лес.
(И.С. Тургенев)
Слитное и раздельное написание не с наречиями
Карточка 1
Запишите слова, комментируя слитное и раздельное написание не с наречиями.
Разговаривать (не)громко, а тихо; идти (не)уклюже; держать (не)возмутимо; (не)удачный
выбор; говорил (не)торопливо; (не)вероятная тишина; (не)лепо и (не)связно;
(не)пролазная чаща; (не)уютная комната; вовсе (не)интересно; (не)мало сделать;
чувствовать (не)одинаково; никому (не)известный актер
Карточка 2
Отметьте (прямо на карточке) орфограмму «Слитное и раздельное написание не с
наречиями». Подготовьте устное объяснение.
Сделать (не) умело; пришить (не)крепко; выполнить (не)брежно; взлететь (не)
высоко; сделать (не)опрятно; взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением; говорить
ничуть (не) весело; совсем (не)громко; далеко (не)ласково; говорить (не)громко, а
тихо.Карточка 3
Запишите слова, комментируя слитное и раздельное написание не с наречиями.
Отвечал (не)принужденно; девушка (не)красивая, а хорошенькая; убеждал (не)искренне;
(не)поворотливый щенок; (не)добрые, а злые глаза; (не)сколько уроков; (не)заметно
подошел; (не)ряшливый ребенок; (не)уловимые минуты; (не)выносимо жутко;
(не)знакомый дом; вовсе (не)безобразный; (не)настный день.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 4
Проанализируйте правописание данных наречий и запишите на обратной стороне
листка четыре своих словосочетания на данное правило, обозначая орфограмму.
Разговаривать (не)громко, а тихо; сделать (не)аккуратно; держаться (не)
возмутимо; было немало; поступить (не)лепо; остановился (не )ожиданно; слушать
вовсе (не) интересно, (не) дешево, но красиво; одет (не)суразно; поступить(
не)обдуманно; ( не) хорошо, а плохо, ничуть (не) весело.
Карточка 5
Отметьте (прямо на карточке) орфограмму «Слитное и раздельное написание не с
наречиями». Подготовьте устное объяснение.
1. Калитку отворив, выходит девушка (не)смело. 2. Юноша прочёл стихотворение
(не)громко, но выразительно. 3. Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, а холодно
и как-то отчуждённо. 4. Желтая звезда стояла (не)высоко над холмами. 5. Умное слово
(не)тяжело, а легко. 6. Мне (не)трудно сделать это для вас.
Наречие. Его роль в предложении.
Карточка 1.
В данных предложениях подчеркните наречия как члены предложения. Укажите способы их
образования.
1) Здесь было совсем пустынно. 2)Издали доносился шум и плеск. 3)Беспрестанно
идут дожди. 4)Вдали сгущался ночной полумрак. 5)Ветер дует без устали. 6) Идём
по дороге медленно, вразвалку.
Карточка 2.
В данных предложениях подчеркните наречия как члены предложения. Укажите способы
их образования.
1)Мы точь-в-точь нарисовали картину. 2)Звезды приветливо, дружески мигают с
небес. 3) Почва сплошь распаханных полей в период засухи превращается в лёгкую
массу. 4) Мелкие летучие частицы почвы поднимаются высоко вверх и переносятся
на сотни километров. 5)Путники подсели к ярко разгоревшемуся костру.Карточка 3
Подчеркните в тексте наречия как члены предложения. Обозначьте орфограммы в
наречиях, объясните графически постановку знаков препинания.
Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим
таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный,
томительный и свежий запах- запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти
никакого шума. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая
рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной.
Одни огоньки тихонько потрескивали.
Карточка 4. Найдите наречия, определите их разряд. Подчеркните наречия как члены
предложения.
1. А бубенчики звенели все ближе и ближе.2.Морозило,душистее тянуло от вокзала
запахом самовара. 3. Чище блестели там огни, звучно громыхали бубенчики на
тройке. 4.Прокричала испуганно птица, и стала невыносимо жутко в наступившей
тишине. 5. Море взволнованно шумело.
Карточки по теме не и ни в отрицательных наречиях
Карточка 1.
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы?
Укажите эти части речи. (Задание выполняется устно)
1) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине.
2) На чужбине чувствуешь себя путником, которому (н_)где приклонить голову.
3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет.
4) (Н_)как (н_)превозмочь усталости... 5) (Н_)чуть (н_)хочется уходить.
Карточка 2.
Не или ни нужно писать в словах? Выберите правильный вариант.
1) (Не, ни)где не видно жилья.
2) (Не, ни)чем не измерить простора полей.
3) (Не, ни)когда не предполагал, что (не, ни)чего (не, ни)испугаюсь, (не, ни)с чем не
соглашусь.
4) (Не.ни)как (не, ни)удавалось стронуться с места.
5) Писем ждать было (не, ни)откуда
Карточка 3.
Выпишите в два столбика словосочетания: сначала – с наречием, затем- с местоимением.
Остаться ни (с) чем, (не) когда заниматься, (ни) куда (не) шла, ни (на) кого (не ) в обиде, нет
(ни) чего грустней, спешить (не) куда, (ни) как(не) возможно, (ни) когда (не) скажу, как ни (в) чем (не) бывало.
Карточка 4.
Внимательно прочитайте данные предложения. Определите, какой частью речи являются
выделенные слова — наречием или местоимением?
1) Нигде не видно жилья. (Наречие.)
2) Ничем не измерить просторы полей. (Местоимение.)
3) Никак не удавалось преодолеть эту вершину. (Наречие.)
4) Некем тебя заменить. (Местоимение.)
Карточка 5.
1. Закончите предложения.
1) В отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях под
ударением пишется приставка... (не).
2) В отрицательных местоимениях, в отрицательных наречиях в безударном положении
пишется приставка... (ни).
2. Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий
словосочетания. Какие наречия не имеют противопоставленных пар?
Негде — нигде. Некуда — никуда. Неоткуда — ниоткуда. Некогда — никогда. Незачем —
...... — никак.... — нисколько.
Карточка 6.
Задание. Выберите правильную букву в словах: е или и?
Н_где н_ встретились, н_как н_ мог понять, н_чуть н_ волновался, н_сколько
удивился, н_мало н_ сожалел, н_когда н_откуда н_ получал информацию,
торопиться н_куда, н_откуда н_чего н_ слышно.
Дефисное написание наречий
Карточка 1.
Спишите, раскрывая скобки, пользуясь правилами слитного, раздельного и дефисного
написания слов.
1.Изредка вспыхивал (по) летнему синий клочок неба. (Шол.) 2. По ясному небу (едва) едва
неслись высокие редкие облака. (Т.) 3. Все дела совершались (по) домашнему, (по)
соседски... (Купр.) 4. В лесу этом зверя всякого (видимо) невидимо. (Приш.)Карточка 2.
Спишите, раскрывая скобки, пользуясь правилами слитного, раздельного и дефисного
написания слов.
1.Долго (по) пустому ходили охотники и растеряли весь свой задор (Приш.). 2.Он всегда (по)
многу собирал грибов и ягод. 3.Низкие кусты широко расстилались передо мной, а за ними
(далеко)далеко виднелось пустынное поле (Т.). 4.С востока, откуда(то) (из)далека, из(за)
моря, точно синий туман, надвигалась ночь. (Арс.)
Карточка 3.
Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните наречия как члены предложения.
1.Стояла (темная) темная ночь, и тихо (тихо) было вокруг. (Е.Шв.)
2.Воспоминания
старины мало (по) малу исчезали.(П.) 3.Несмотря (на) конец сентября, под Москвой было
(по) летнему тепло.
Карточка 4.
Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните наречия как члены предложения.
1.Волей (неволей) мы, завороженные его красотой, останавливаемся, а затем шагаем
напрямик в чащобу.2.Солнце светит еще (по) летнему, но трава уже чуть( чуть) пожелтела. 3.К
крыльцу она подошла на цыпочках, точь (в) точь как бывало, когда она возвращалась засветло
домой.
Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
Карточка 1
Перепишите, вставляя, где нужно, ь. Подчеркните наречия.
Упасть навзнич..., мчаться вскач..., ударить наотмаш..., уйти проч..., выйти замуж...,
уж... стемнело, сплош... усыпано, стало невтерпёж..., открыть настеж....
Устно: объяснить лексическое значение слов: навзнич..., вскач..., наотмаш..., невтерпёж...,
настеж....
Карточка 2
Нестись вскач..., зорко стереч..., хлеб горяч..., спрячьтесь в шалаш..., воздух свеж...,
выйдешь из-за туч..., медленно теч...; теч..., образовавшаяся в лодке; копчёный
лещ....
Задание :Показать графически написание орфограммКарточка 3
Перепишите предложения, вставляя, где нужно, пропущенный ь.
1.Я упал навзнич... 2.Двери магазинов открыты настеж... 3.И теперь-то по ночам
невтерпеж... от холоду. 4.Лошади шарахнулись и рванули вскач... по узкой дороге. 5.Ольга
Ивановна в гостиной увешала все стены сплош... своими и чужими этюдами.
Карточка 4.
Перепишите предложения, вставляя, где нужно, пропущенный ь.
1.И стало спорить ей невмоч... 2.Татьяна Петровна недавно вышла замуж... 3. Мы точ... в
точ... нарисовали картину. 4. Уж... двадцать лет я здесь один. 5. Все поле сплош... было
изрыто снарядами.
Карточка 5
Перепишите, вставляя, где нужно, ь. Подчеркните наречия.
Несколько тысяч..., еш..., невтерпеж..., везуч..., наотмаш..., грач...,
хорош..., уж..., плащ..., мяч..., настеж..., вскач..., мыш..., идеш..., замуж, могуч..., точ... в
точ..., навзнич..., сплош..., молодеж... .
Развитие речи. Обогащение словарного запаса
1Замените наречия фразеологизмами. Составьте предложения.
Громко - .....(что есть силы)
Далеко - ..... (у черта на куличках)
Близко - ...... (не за горами)
Очень близко - ... (под самым носом)
Много - .... (потерять счет)
Неожиданно - .... (как снег на голову)
Поспешно – (на скорую руку)
2Замените наречия фразеологизмами Составьте предложения.
Опасно - .... (играть с огнем)
Дружно - ... (жить душа в душу)
Наедине - .... (говорить с глазу на глаз)
Кратко - .... (сказать в нескольких словах)
Плохо - .... (работать спустя рукава)
Быстро - .... ( бежать сломя голову)
3.Замените фразеологизмы наречиями. С данными фразеологизмами составьте
предложения.На краю света; видеться изо дня в день; рукой подать; без задних ног; бежать сломя
голову; кричать во всю ивановскую; учиться с грехом пополам; играть с огнем.
4. Подберите к данным наречиям антонимы (слова с противоположным значением)
Вариант 1
интересно - ..... (скучно),
ласково - .... (грубо),
близко - .... (далеко),
внятно - ....... (неразборчиво),
активно - ..... (пассивно),
вежливо - .... (по-хамски),
кратко - .... .. (длинно),
небрежно - ..... (аккуратно),
насмешливо - ..... (серьезно),
старательно - .... (кое-как).
Вариант 2
сложно - ...
обычно - ...
позади - ...
снизу - ...
достаточно - ...
снаружи -...
бесшумно - ...
слева - ...
Составьте два предложения (сложное и простое) с любым из наречий, произведите
синтаксический разбор составленных предложений
5. Подберите синонимы (слова близкие по значению) к данным наречиям. Укажите
способ образования подобранных вами слов.
Вариант 1
(не)громко - ..... (тихо),
(не)затейливо - ..... (просто),
(не)точно - .... (расплывчато),
(не)ожиданно - .... (вдруг),
(не)глубоко - .... (мелко),
(не)серьезно - ..... (легкомысленно),
(не)определенно - ..... (уклончиво),
(не)чаяно - ..... (случайно,
(не)пременно - .... (обязательно),
(не)вежливо - .... (грубо).
Составьте два предложения (сложное и простое) с любым из наречий, произведите
синтаксический разбор составленных предложений.
Вариант 2
быстро - ..... (немедленно),
близко - ..... (рядом),свободно - ..... (непринужденно),
случайно - ..... (нечаянно),
обязательно - ..... (непременно),
робко - ..... (неуверенно),
бесцеремонно - ..... (нескромно),
оригинально - ..... (необычно),
постоянно - ..... (непрерывно),
скрытно - ..... (незаметно).
Составьте два предложения (сложное и простое) с любым из наречий, произведите
синтаксический разбор составленных предложений.
6. Подберите синонимы (слова близкие по значению) к наречиям. С выделенными словами
произведите морфемный (по составу) разбор.
смело - ..... (бесстрашно),
неплохо - ..... (хорошо),
напрасно - ..... (бесполезно),
покорно - ..... (безропотно),
недалеко - ..... (близко),
вдруг - ..... (неожиданно),
быстро - ..... (мгновенно),
отрывочно - ..... (бессвязно),
иногда - ..... (изредка),
навсегда - ..... (навеки),
7.Задание. Запишите к каждому наречию сначала наречие-синоним с приставкой не-, а
затем наречие-антоним.
Близко – ... (недалеко – далеко).
Низко – ... (невысоко – высоко).
Тихо – ... (негромко – громко).
Плохо – ... (нехорошо – хорошо).
Медленно – ... (небыстро – быстро).
Мало – ... (немало – много).Систематизация, обобщение знаний о правописании наречий
Правописание наречий.
Вариант 1
1.Укажите наречие, которое пишется через дефис
а) (по)товарищески
б) (в)пустую
в) (на)глухо
г) (на)скаку
2 В этом наречии пишется две буквы нн
а) беше..о
б) безветре..о
в) ветре..о
г) мудре..о
3.Укажите наречие, на конце которого пишется а
а) слев..
б) затемн..
в) засветл..
г) влев..
4.Какое наречие пишется слитно:
а) (на)отлете
б) (до)селе
в) (на)исходе
г) (на)ощупь
5.Какое наречие пишется раздельно
а) (на)тощак
б) (на)угад
в) (до)отказа
г) (на)против
6.В каком из наречий не пишется на конце слова ь
а) наотмаш..
б) невтерпеж..
в) сплош..
г) навзнич..7.Укажите отрицательное наречие
а) тогда
б) где-то
в) ничуть
г) куда
8.Укажите наречие, которое пишется через дефис
а) (по)товарищески
б) (в)пустую
в) (на)глухо
г) (на)скаку
9.Найдите четвертое «лишнее»
а) ободряющ..
б) негодующ..
в) неуклюж..
г) общ..
10. Найдите наречие, которое ошибочно написано через дефис:
а) давным-давно
б) точь-в-точь
в) волей-неволей
г) бок-о-бок.
Правописание наречий
Вариант 2
1.Какие наречия имеют на конце – а ?
а) наречия с приставками в, на, за
б) наречия с приставками по, из
в) наречия с приставками из, до ,с
г) наречия с приставками по, из, до
д) наречия с приставкой по
2.Укажите наречие, которое пишется слитно:
а) бежать (без) оглядки
б) плакать (на)взрыд
в)работать (без)устали
г) говорить (по) русски
д) попасть (в)тупик3. Укажите наречие, которое пишется через дефис:
а) рубашка навыпуск
б) чтение вслух
в) кофе по турецки
г) яйцо всмятку
д) поднять вверх
4. В этом наречии пишется одна буква н
а) рассказывать взволнова..о
б) приехать нежда..о
в) выглядеть совреме..о
г) говорить пута..о
д) работать медле..о
5. Найдите словосочетания, в которых не с наречиями пишется раздельно:
а) работать (не)прерывно;
б) находиться (не)далеко;
в) (не)оживленно, а вяло;
г) вовсе (не)интересно;
д) (не)выносимо страшно.
6. Найдите наречие в данных словосочетаниях, в котором надо писать букву а:
а) вправ_ пойти;
б) удар слев_;
в) расстаться надолг_;
г) переписать набел_;
д) закрыть крепк...;
7. Найдите наречия, которые пишутся через дефис:
а) (по)прежнему направлению;
б) (по)настоящему отдохнуть;
в) идти (по)осеннему лесу;
г) (по)прежнему хорошо;
д) скучать (по)настоящему делу.
8. Буква А пишется на конце наречия
A) Спать замертв...
B) Задолг... до срока
C) Запомнить смолод...
D) Закончить досрочн...
E) Заниматься изредк...
9.. Буква А пишется на конце наречия
A) Свернуть влев...
B) Нужно до зарез...
C) Танцевать до упад...D) Сначал... подумай
E) Собираться спозаранк...
10. Мягкий знак пропущен в наречии
а) вышла замуж...
б) открыта настеж...
в) было невтерпеж...
г) хорошо прыгаеш...
д) спелая рож...
Правописание наречий.
1. Укажите НАРЕЧИЯ с суффиксом -А.
A) Свернуть влев..
B) Вытереть насух..
C) Сгореть докрасн..
D) Перечитать занов..
E) Переписать набел..
Правильный ответ: С
2.Укажите строчку с НАРЕЧИЯМИ, оканчивающимися на -О
A) Изредк.., наутр...
B) Добел..., насух...
C) Издавн..., справ...
D) Докрасн..., снов...
E) Чисто-начист..., занов...
Правильный ответ: Е
3.Укажите строчку с НАРЕЧИЯМИ, оканчивающимися на -А
A) Досух..., издавн...
B) Сначал..., влев...
C) Изредк..., зажив...
D) Замертв..., направ...
E) Насильн..., засветл...
Правильный ответ: А
4.СУФФИКС -Е пишется на конце НАРЕЧИЯ
A) Говорить смел..
B) На улице свеж..
C) Горяч.. одобрить
D) Бежать неуклюж..
E) Хорош.. выглядеть
Правильный ответ: D
5.НАРЕЧИЕ пишется с Ь на конце в предложении
A) Густо снег летел из туч.. .
B) Ветер, ветер! Ты могуч.. .
C) Что посееш.., то и пожнеш.. .D) Это была узкая щель в скале, сплош.. заросшая шиповником.
E) Старинным серебром отяжелели на бурых бревнах шапки крыш.. .
Правильный ответ: D
6. Ь НЕ ПИШЕТСЯ на конце слова
A) Проч..
B) Вскач..
C) Замуж..
D) Настеж..
E) Точ..-в-точ..
Правильный ответ: С
7.Укажите наречие, которое пишется через дефис
А) (по)товарищески
В) (в)пустую
С) (на)глухо
Д) (на)скаку
Е) (до)срочно
Правильный ответ: А
8. Ь НЕ ПИШЕТСЯ на конце слова
A) Настеж..
B) Невмоч..
C) Навзнич..
D) Наотмаш..
E) Невтерпеж..
Правильный ответ: Е
9. Найдите наречие, которое ошибочно написано через дефис:
А) давным-давно;
В) точь-в-точь;
С) волей-неволей;
Д) мало-помалу;
Е) бок-о-бок.
Правильный вариант: Е
10. Ь НЕ ПИШЕТСЯ в конце слова
A) Лошади рванули вскач... .
B) Калитка открыта настеж... .
C) Уж... двадцать лет я здесь один.
D) Он ударил противника наотмаш... .
E) Мы точ...-в-точ... нарисовали картину.
Правильный ответ: СКОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ»
ВАРИАНТ No 1
1.Укажите слово, называющее признак признака.
а) совершенно тихий
б) произведение совершенно
2. Какие наречия обозначают время действия?
а) вчера, давно, тогда
б) быстро, ловко, громко
3.Как пишутся данные наречия?
(Едва) (едва), (крепко) (накрепко), (точь) (в) (точь)
а) раздельно
б) через дефис
4. Укажите предложение с наречиями в форме сравнительной степени:
а) Тут воздух легче, светлее, прозрачнее.
б) Тут дышать легче и свободнее, чем по ту сторону.
5. В каком ряду на конце наречий пишется О?
а) слев.., снов.., издавн..
б) направ.., начист.., насух..
6. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся с НЕ раздельно?
а) (не)правильно решил, (не)хорошо сказал, (не)льзя
б) вовсе (не)легко; (не)громко, а тихо
7. Укажите предложение, в котором употреблено наречие:
а) (С)начала зимы установилась морозная погода.
б) (С)начала новое жилье не понравилось ему.
8. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся через дефис:
а) (по)вашему, (по)пусту, (по)английски, (в)пятых, бок(о)бок
б) (по)лисьи, куда(то), точь(в)точь, (по)настоящему
9. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно:
а) (с)права, (до)нельзя, (в)двое, (на)мертво
б) (с)молоду, (без)толку, (тот)час, (по)трое, (до)бела
10. Укажите ряд, в котором у всех наречий на конце пишется Ь:
а) наотмаш.., вскач.., невтерпеж.., навзнич..
б) настеж.., лиш.., сплош..
11. От какой части речи образовано наречие впервые?
а) имя прилагательное
б) имя числительное
12. От чего зависит написание в наречиях приставки НЕ и НИ?а) от ударения
б) от раздельного и слитного написания
13. В каком ряду после шипящих во всех наречиях пишется О?
а) горяч.., свеж..
б) угрожающ.., ещ..
14. Каким наречием можно заменить фразеологический оборот: спустя рукава?
а) плохо
б) безответственно
15.Укажите наречие цели
а) обязательно, вовремя, весело, докрасна
б) нарочно, умышленно, назло, на смех.
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ»
ВАРИАНТ No 2
1. Найдите наречия меры и степени
2.В какой цепочке слов пишется НН?
а) беспрепятствен...о, зачарован...о, умышлен...о
б) бесследн...о, прекрасн...о, известн...о
3. Укажите пример слитного написания НЕ с наречием
а) Яблоко от яблони (не)далеко падает.
б) (Не)мудрено взять, мудрено дать.
4. Укажите предложение, в котором употреблено наречие:
а) (В)дали прозрачной синели горы.
б) (В)дали, на полянке дети собирали ягоды.
5. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся через дефис:
а) точь(в)точь, (где)нибудь, (по)французски
б) (по)волчьи, (еле)еле, (по)прибытии
6. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно:
а) (на)верх, (до)бела, (с)горяча
б) (по)двое, (в)двое, (в)открытую
7. Укажите ряд, в котором у всех наречий на конце пишется Ь:
а) замуж.., вскач.., невтерпеж..,
б) настеж.., навзнич.., лиш.., сплош..
8. От какой части речи образовано наречие по-дружески?
а) имя прилагательное
б) имя существительное9. Приставка НИ пишется в наречиях:
а) под ударением
б) без ударения
10.Найдите слово, называющее признак признака:
а) гармонично вписалось
б) гармонично развитый
11. В каком ряду после шипящих во всех наречиях пишется Е?
а) горяч.., хорош..,общ..
б) певуч.., ещ.., вызывающ..
12.Укажите наречие в форме сравнительной степени:
а) улетел дальше
б) улетел далеко
13. Определите разряд наречий: влево, издалека, вниз
а) места
б) времени
14.. Каким наречием можно заменить фразеологический оборот: как снег на голову?
а) поспешно
б) неожиданно
15. К какой части речи принадлежит выделенная форма слова: «Рассказ интереснее всех
других»
а) наречие
б) имя прилагательноеТест по теме «Наречие».
Вариант No1
1.Укажите предложение, в котором наречие пишется через дефис
А) (По) зимнему небу плыли снеговые облака.
В) Лыжники шли (по) старому следу.
С) Солнце светило (по) зимнему неярко.
Д) (По) прежнему пути идти было легче.
Е) Не ныряй (в) глубь: утонешь.
Правильный ответ: С
2. Укажите предложение, в котором правильно написано наречие
А) Черные тучи сплош покрыли небо.
В) Он ударил противника наотмаш.
С) Анна Сергеевна недавно вышла замуж.
Д) Мы точ-в-точ нарисовали картину.
Е) Лошади рванули вскач.
Правильный ответ: С
3.Укажите предложение с пропущенной буквой О на конце наречия
A) Ночь была теплая, но к утру стало свеж.. .
B) Колюч.. поблескивала на солнце листва берез.
C) Медведица неуклюж.. заковыляла через ручей, в чащу.
D) Бесконечны морозные ночи, угнетающ.. действует сивая мгла на людей.
E) Насторожившая ночь темна и тиха, в разных местах зловещ.. горят зарева.
Правильный ответ: А
4.Буква А пишется на конце наречия в предложении
А) Охотники вернулись с охоты засветл..
В) Задание в тетради пришлось выполнить занов..
С) Письма от брата приходили изредк..
Д) Горяч.. и радостно билось сердце.
Е) Он повернул влев.., чтобы избежать столкновения.
Правильный ответ: С
5. НАРЕЧИЕ пишется с Ь на конце в предложении
А) Люблю играть в мяч.. в теплый солнечный день.
В) Калитка открыта настеж..
С) На концерте выступал известный скрипач...
Д) Уж.. небо осенью дышало.
Е) Без труда не вынеш.. и рыбку из пруда.
Правильный ответ: ВТест по теме «Наречие».
Вариант No2
1.Буква О пишется на конце наречия в предложении
A) Пурга дочист.. вымела скалы, нарты застревали в камнях.
B) Русский народ издавн.. славится своим гостеприимством.
C) Изредк.. в близкой речке с внезапной звучностью плеснет рыба.
D) Справ.. неясно обозначилась черная полоса обрывистого берега.
E) Детям крепк..-накрепк.. было приказано не прикасаться к спичкам.
Правильный ответ: Е
2.Буква А пишется на конце наречия в предложении
A) Отряд засветл.. вернулся к лагерю.
B) Петя проснулся задолг.. до подъема.
C) Петя решил на прощанье наскор.. выкупаться.
D) Мы шли сначал.. сосновым лесом, а потом еловым.
E) Около полудня бричка свернула с дороги вправ.. и, проехав немного, остановилась.
Правильный ответ: D
3.Укажите предложение, в котором правильно написано наречие
A) Уж небо осенью дышало.
B) Лошади пустились вскач.
C) Едет царевич задумчиво проч.
D) Ложась спать, я отворила настеж окно.
E) Ветер дул с нестерпимой силой, снег наотмаш бил в лицо.
Правильный ответ: А
4.НАРЕЧИЕ пишется с Ь на конце в предложении
A) Густо снег летел из туч.. .
B) Ветер, ветер! Ты могуч.. .
C) Что посееш.., то и пожнеш.. .
D) Это была узкая щель в скале, сплош.. заросшая шиповником.
E) Старинным серебром отяжелели на бурых бревнах шапки крыш.. .
Правильный ответ: D
5.Буква А пишется на конце наречия
A) Мы прост..-напрост.. разгулялись и перешли реку вброд.
B) Веточки молодой осины были начист.. объедены лосями.
C) Изредк.. нас обгоняли грузовые машины, едущие к карьеру.
D) Направ.. неясно обозначился овраг с глубокими промоинами.
E) Выйдя за ворота, мы повернули вправ.. и побрели по пыльной дороге.
Правильный ответ: СНаречие в предложении. Степень сравнения и виды наречий.
1.НАРЕЧИЕ как часть речи обозначает
A) предмет
B) признак действия
C) действие предмета
D) добавочное действие
E) количество предметов
Правильный ответ: В
2.Укажите признаки наречия
A) Служебная часть речи, не имеет окончания
B) Склоняется, окончание определяют по окончанию вопроса
C) Знаменательная часть речи, согласуется с существительным
D) Знаменательная часть речи, в предложении является определением
E) Знаменательная неизменяемая часть речи, в предложении является обстоятельством
Правильный ответ: Е
3.Укажите наречие
A) торжество
B) торжественно
C) торжествовать
D) торжественный
E) торжествующий
Правильный ответ: В
4.НАРЕЧИЕ является главным словом в словосочетании
A) Встали рано
B) Озеро напротив
C) Одет по-весеннему
D) Громко смеющийся
E) Совершенно спокойно
Правильный ответ: Е
5..Укажите предложение с наречием
A) Ветер стих внезапно, как и налетел.
B) Деревья застыли в холодном оцепенении.
C) На краю равнины были брошены серенькие домики.
D) У поворота лесной дороги стояла раскидистая ель.
E) Поезд влетел на мост и, казалось, повис в воздухе над зеркальной гладью реки.
Правильный ответ: А
6.Укажите словосочетание с наречием места
A) Сделал кое-как
B) Приехал вечером
C) Накричал сгоряча
D) Повернул направо
E) Соврал умышленно
Правильный ответ: D
7.Укажите словосочетание с наречием причиныА) Пойти направ..
В) Встать засветл..
С) Отложить дотемн..
D) Запомнить смолод..
Е) Не увидеть сослеп..
Правильный ответ: Е
8.Приставочным способом образованы наречия в строчке
A) Грубо, внезапно
B) Откуда-то, легко
C) Во-первых, по-русски
D) Несерьёзно, кое-когда
E) Крепко-накрепко, крест-накрест
Правильный ответ: D
9.НАРЕЧИЕ обозначает признак действия в словосочетании
A) Очень интересно
B) Мясо по-казахски
C) Возвратился поздно
D) Красив по-прежнему
E) Мастерски говорящий
Правильный ответ: С
10.НАРЕЧИЕ обозначает признак предмета в словосочетании
А) Ехать молча
В) По-летнему тепло
С) Дом напротив
Д) Говорить громко
Е) Очень добрый
Правильный ответ: С
11.НАРЕЧИЕ обозначает признак признака в словосочетании
A) Чтение наизусть
B) Увидел мельком
C) Кофе по-турецки
D) Весьма интересно
E) Недаром говорится
Правильный ответ: D12. Укажите предложения с наречием в форме составной превосходной степени
A) Надо стараться говорить более просто, более точно.
B) Ты пишешь очень быстро, старайся писать правильнее.
C) Чем ярче сияет солнце в марте, тем злее ночной мороз.
D) Дольше всех в библиотеке сидел мой друг: он готовился к зачету.
E) Самолёт упруго покачивается, тише катится по утоптанному лугу.
Правильный ответ: D
13. Укажите предложение, в котором выделенное слово является наречием
A) (В)дали нарастал гул паровоза.
B) (По)пустому дому гулял ветер.
C) Ребята быстро побежали (на)встречу ему.
D) (Во)время отдыха ребята купались и загорали.
E) Мы отчетливо вспомнили тот день и (тот)час.
Правильный ответ: А
14. НАРЕЧИЕ является главным словом в словосочетании
A) Взглянув направо
B) Довольно хорошо
C) Пришедший сюда
D) Рассказал наизусть
E) Прибежал вприпрыжку
Правильный ответ: В
15. Укажите, каким членом предложения является выделенные наречия.
Звезды приветливо, дружески мигают с небес.
А) Определение
В) Обстоятельства
Г) Подлежащее
Д) Дополнение
Е) Сказуемое
Правильный ответ: В.
Наречие в предложении. Степень сравнения и виды наречий.
1.Укажите наречие
A) вызов
B) вызвать
C) вызвавшись
D) вызывающе
E) вызывающий
Правильный ответ: D
2. НАРЕЧИЕ является главным словом в словосочетании
A) Ехать молча
B) Очень грустно
C) Разговор впустую
D) Медленно одеваясь
E) Поступить не по-товарищески
Правильный ответ: В3. Укажите предложение с наречием
A) Ты видел растущую на болоте клюкву?
B) Оглядевшись, мы увидели то, что искали.
C) Направо расстилалась кочковатая равнина.
D) Дорога была узка, зажата частым молодым леском.
E) Можно идти по болоту, не замечая, что по клюкве идёшь.
Правильный ответ: С
4.Укажите словосочетание с наречием места
A) Свернуть влев..
B) Вытереть насух..
C) Сгореть докрасн..
D) Перечитать занов..
E) Переписать набел..
Правильный ответ: А
5. Укажите словосочетание с наречием причины
A) Изредка вздыхал
B) Пестрели повсюду
C) Сослепу не увидел
D) Взглянул по-новому
E) Властно распорядился
Правильный ответ: С
6. Суффиксальным способом образованы наречия в строчке
A) Кое-где, никогда
B) Беспечно, серьёзно
C) Мало-помалу, еле-еле
D) По-товарищески, направо
E) Недружелюбно, необыкновенно
Правильный ответ: В
7. НАРЕЧИЕ обозначает признак действия в словосочетании
А) Чтение вслух
В) Читать вслух
С) Подъем спозаранку
Д) Гармонично развитый
Е) Мясо по-казахски
Правильный ответ В
8. НАРЕЧИЕ обозначает признак предмета в словосочетании
A) Быстро шёл
B) Мысли вслух
C) Сделал назло
D) Безмерно усталый
E) Абсолютно правильноПравильный ответ: В
9. НАРЕЧИЕ обозначает признак признака в словосочетании
А) Прилежно учиться
В) Приехать завтра
С) Разговор впустую
Д) Очень грустно
Е) медленно одеваясь
Правильный ответ: Д
10. Укажите предложения с наречием в форме простой сравнительной степени
A) Медленнее наплывала на землю тень облаков.
B) Журавли выходят из болота на более сухое место.
C) Самые интересные сны снятся обыкновенно под утро.
D) Нет в мире голоса богаче и прекрасней, чем голос соловья.
E) Ближе всего мне произведения русских и зарубежных классиков.
Правильный ответ: А
11. НАРЕЧИЕ как часть речи обозначает
A) предмет
B) признак действия
C) действие предмета
D) добавочное действие
E) количество предметов
Правильный ответ: В
12. Укажите, каким членом предложения является выделенное наречие
По - осеннему шепчут листья.
А) подлежащим
В) сказуемым
С) дополнением;
Д) обстоятельством.
Е) определением;
Правильный ответ: Д
13. На какой признак действия указывают наречия: строить зимой, сейчас, тогда, потом,
всегда?
А) образ действия
В) причины
С) местоД) время
Е) цели
Правильный ответ: Д
14. Укажите признаки наречия
A) Служебная часть речи, не имеет окончания
B) Склоняется, окончание определяют по окончанию вопроса
C) Знаменательная часть речи, согласуется с существительным
D) Знаменательная часть речи, в предложении является определением
E) Знаменательная неизменяемая часть речи, в предложении является обстоятельством
Правильный ответ: Е
15. Укажите предложение с наречием
А) Море взволнованно шумело.
В) Мы были напуганы грозой.
С) Человек создан для счастья.
Д) С плеча упал шелковый платок.
Е) Он появлялся в начале и в конце всякого дела.
Правильный ответ: А