Найти тему

Когда франчайзер вбивает гвоздь в гроб франчайзи

Как правило, обещания франчайзера – однотипные, гладкие и сладкие, как плюшки. Поэтому «юный» франчайзи-новичок пребывает в полной уверенности: меня выхолят, поставят на ноги и уж тогда я начну кормить себя и «мать», которая столько мне дала. Нужно быть опытным бизнесменом, переварившим пуд соли, чтобы распознать, кто же обещает вам счастливое будущее: добросовестный франчайзер, готовый (не безвозмездно, конечно) поделиться успешным опытом – или приболевший бизнес, на последнем издыхании собирающий крохи с наивных франчайзи.

Что обычно видит франчайзи в списке обязательных плюшек? 

  • Уютное партнерство с правом использования торговой марки.
  • Корпоративные стандарты ведения бизнеса (бизнес-бук)
  • Аттестация сотрудников
  • Внедрение инструментов обслуживания клиентов.
  • Высокопрофессиональная поддержка центрального офиса.
  • Помощь в запуске (комплекс организационных мероприятий).
  • Формирование ассортимента под ТМ.
  • Минимум затрат на рекламу.

«Обучение», «поддержка», «оценка», «разработка», «подбор», «предоставление». 

Как это может выглядеть, если снять розовые очки и вооружиться лупой скепсиса?

Право использования торговой марки и корпоративные стандарты.

При идеальном раскладе счастливый франчайзи уже получает клиентскую лояльность, динамичную инерцию в продвижении, зонтик репутации бренда, высокий стандарт во всех бизнес-механиках: от продуктовых до имиджевых. 

При плохом раскладе незадачливый владелец франшизы ляжет в борьбе с репутационным негативом. Вирус неработающей бизнес-модели заразит франчайзи – и похоронит его вместе со всеми благими намерениями и начинаниями.

Высокопрофессиональная поддержка центрального офиса.

А вы проверяли, как работает центральный офис? Не удивляйтесь, но иногда даже в крупных компаниях правая рука не знает, что делает левая, а две головы – хуже, чем вообще без них. 

Маркетинг – на аутсорсе и работает кое-как. Поставки срываются. Контрагенты подводят. Возвраты колоссальные, процент брака высокий. Текучка кадров – в промышленных масштабах. Бизнес-процессы не автоматизированы, сервисы оптимизации валятся, серверы лежат, онлайн-поддержка лажает, боты пьяно несут несуразицу. Аналитика написана на коленке, тендеры – откатные, профильные департаменты франчайзера – пассивны. Цены закупок – завышены и навязаны. А топ-менеджеры утомились и греют кости на пляжах, пока их бизнес летит в тартарары. 

Кто станет в таких условиях заниматься вами? 

Поэтому не верьте на слово, требуйте отчеты и аналитику.

Аттестация сотрудников.

Вот задумали вы купить франшизу торговой сети, скажем, ювелирки, fashion, кофе-шопа, сервиса ремонта, точки общепита. Не поленитесь проехаться по 5-8 точкам крупного города и помельче. Сыграйте роль тайного покупателя. Проанализируйте, как работает персонал (на физических и виртуальных площадках): скрипты продаж и качество воронок, знание продукции и бренда, понимание психологии клиента. 

Вы ощутили целостный интеллектуальный подход в подборе кадров? Или все они выглядят так, будто их только что пригнали с улицы, отобрав вслепую?  

Профессиональная интуиция может сказать не меньше, чем цифры и диаграммы. Вы же в курсе, что их иногда рисуют?

Что еще опасно для здоровья франчайзи

Молодые франшизы, которые по сути еще не прошли стадию стартапа и проверку временем. У самого франчайзера еще нет опыта успехов и ошибок, как и морального права работать с франчайзи. 

Неадекватная цена за вход. Всему есть своя цена и она диктуется рынком, нишей, конкуренцией, рентабельностью бизнеса и выручкой в год, сроком окупаемости франшизы, обязательствами франчайзера. Логична ли та сумма паушального взноса, которую вам навязывает франчайзер? Все ли в этой формуле вам известно?

Недобросовестный франчайзер. Облюбовали франшизу – поищите на профильных форумах и юридических каналах информацию о хозяине. Почитайте отзывы других франчайзи, проверьте репутацию, не повисло ли чего токсичного на нем (суды, жалобы, долги). 

В общем, проведите расследование – все-таки это именно вы получаете с франшизой весь бэкграунд франчайзера. Повезло, если он хороший, а если нет?