Как правило, обещания франчайзера – однотипные, гладкие и сладкие, как плюшки. Поэтому «юный» франчайзи-новичок пребывает в полной уверенности: меня выхолят, поставят на ноги и уж тогда я начну кормить себя и «мать», которая столько мне дала. Нужно быть опытным бизнесменом, переварившим пуд соли, чтобы распознать, кто же обещает вам счастливое будущее: добросовестный франчайзер, готовый (не безвозмездно, конечно) поделиться успешным опытом – или приболевший бизнес, на последнем издыхании собирающий крохи с наивных франчайзи.
Что обычно видит франчайзи в списке обязательных плюшек?
- Уютное партнерство с правом использования торговой марки.
- Корпоративные стандарты ведения бизнеса (бизнес-бук)
- Аттестация сотрудников
- Внедрение инструментов обслуживания клиентов.
- Высокопрофессиональная поддержка центрального офиса.
- Помощь в запуске (комплекс организационных мероприятий).
- Формирование ассортимента под ТМ.
- Минимум затрат на рекламу.
«Обучение», «поддержка», «оценка», «разработка», «подбор», «предоставление».
Как это может выглядеть, если снять розовые очки и вооружиться лупой скепсиса?
Право использования торговой марки и корпоративные стандарты.
При идеальном раскладе счастливый франчайзи уже получает клиентскую лояльность, динамичную инерцию в продвижении, зонтик репутации бренда, высокий стандарт во всех бизнес-механиках: от продуктовых до имиджевых.
При плохом раскладе незадачливый владелец франшизы ляжет в борьбе с репутационным негативом. Вирус неработающей бизнес-модели заразит франчайзи – и похоронит его вместе со всеми благими намерениями и начинаниями.
Высокопрофессиональная поддержка центрального офиса.
А вы проверяли, как работает центральный офис? Не удивляйтесь, но иногда даже в крупных компаниях правая рука не знает, что делает левая, а две головы – хуже, чем вообще без них.
Маркетинг – на аутсорсе и работает кое-как. Поставки срываются. Контрагенты подводят. Возвраты колоссальные, процент брака высокий. Текучка кадров – в промышленных масштабах. Бизнес-процессы не автоматизированы, сервисы оптимизации валятся, серверы лежат, онлайн-поддержка лажает, боты пьяно несут несуразицу. Аналитика написана на коленке, тендеры – откатные, профильные департаменты франчайзера – пассивны. Цены закупок – завышены и навязаны. А топ-менеджеры утомились и греют кости на пляжах, пока их бизнес летит в тартарары.
Кто станет в таких условиях заниматься вами?
Поэтому не верьте на слово, требуйте отчеты и аналитику.
Аттестация сотрудников.
Вот задумали вы купить франшизу торговой сети, скажем, ювелирки, fashion, кофе-шопа, сервиса ремонта, точки общепита. Не поленитесь проехаться по 5-8 точкам крупного города и помельче. Сыграйте роль тайного покупателя. Проанализируйте, как работает персонал (на физических и виртуальных площадках): скрипты продаж и качество воронок, знание продукции и бренда, понимание психологии клиента.
Вы ощутили целостный интеллектуальный подход в подборе кадров? Или все они выглядят так, будто их только что пригнали с улицы, отобрав вслепую?
Профессиональная интуиция может сказать не меньше, чем цифры и диаграммы. Вы же в курсе, что их иногда рисуют?
Что еще опасно для здоровья франчайзи
Молодые франшизы, которые по сути еще не прошли стадию стартапа и проверку временем. У самого франчайзера еще нет опыта успехов и ошибок, как и морального права работать с франчайзи.
Неадекватная цена за вход. Всему есть своя цена и она диктуется рынком, нишей, конкуренцией, рентабельностью бизнеса и выручкой в год, сроком окупаемости франшизы, обязательствами франчайзера. Логична ли та сумма паушального взноса, которую вам навязывает франчайзер? Все ли в этой формуле вам известно?
Недобросовестный франчайзер. Облюбовали франшизу – поищите на профильных форумах и юридических каналах информацию о хозяине. Почитайте отзывы других франчайзи, проверьте репутацию, не повисло ли чего токсичного на нем (суды, жалобы, долги).
В общем, проведите расследование – все-таки это именно вы получаете с франшизой весь бэкграунд франчайзера. Повезло, если он хороший, а если нет?