Несколько месяцев назад на экраны вышла финальная схватка людей в обтягивающих штанах, жестяных банках и халатах против фиолетового бурдюка. Конечно же, читатель догадался о чем речь.
И в очередной раз люди разделились на несколько лагерей. Одни считают, что это лучший фильм, который когда-либо снимало человечество, другие - что это "просто норм", третьи с пенной у рта доказывали, что всё скатилось в безыдейный конвейер.
В итоге победила истина: сколько людей - столько и мнений. А, учитывая сборы, мнений было много.
Уже несколько лет спорят о том, зачем нужны супергерои. А конкретно - фильмы, сериалы и другой контент подобного рода. "Чему они могут научить младшее поколение или привнести что-то новое в мир кинематографа? Это же пустой аттракцион для глаз с боями из компьютерной графики, кучей взрыва и иногда проскальзывают шутки."
Или задать вопрос по-другому: зачем они вообще появились?
Немного истории. Дело было в 30-х гг. прошлого века в США во времена Великой депрессии. Хотя это событие является мировым экономическим кризисом, его название говорит само за себя.
Многим известна знаменитая фотография матери и её детей, живущих в палатке.
Собственно, как и все экономические кризисы, Великая депрессия, наряду со стремительным приростом населения, вызвала безработицу, и люди начали покидать дома в поисках работы на полях или фермах в других штатах.
Коротко говоря, настроение было не самым лучшим, зная что за каторжную работу тебе будут платить гроши - поэтому и "депрессия".
Как раз в этот самый период начали появляться комиксы о самых знаменитых супергероях, среди которых всем известные Супермен и Бэтмен.
Они начали набирать популярность среди молодежи и среди некоторых взрослых, взахлеб перечитывая все выпуски о героях в красных трусах и в костюме летучей мыши.
Одной из причин популярности можно считать то, что они давали людям надежду. Да, звучит романтично и идеализировано, но так, скорее всего и было.
В комиксах герои боролись с преступностью, не боялись идти в одиночку против трудностей, спасали людей от опасностей. Это и давало надежду на светлое будущее, к которому могут привести герои.
Но, на наступили 40-е, и началась Вторая мировая война. Народ снова охватила паника войны и последующих её ужасов. И снова помогли комиксы, а точнее - комиксы про Капитана Америку.
Поборник справедливости и добра, всегда приходит на помощь союзникам, Кэп изначально был создан как персонаж патриотической направленности, одетый в костюм цвета американского флага и постоянно сражаясь с нацистами (самый первый выпуск об этом и говорит).
Персонаж был очень популярен в 40-х, и, без шуток, помог пополнить ряды американской армии пропагандой (в фильме 2011 г. в полной мере это показано). Но после войны его популярность резко уменьшилась. Причины были ясны - никому не нужен был супергерой, который сражается с уже побежденным врагом, однако были попытки возродить персонажа, но теперь уже борющийся с новым врагом Америки - коммунизмом. И вот после нескольких таких возрождений, Кэп на значительное время становиться членом, а позже и лидером Мстителей.
В период с 30-х по конец 40-х известен как Золотой век комиксов - они были на пике своей популярности и в это время как раз и появились самые популярные супергерои. За ним последовал Серебряный и Бронзовый века соответственно.
Сейчас массовому зрителю известна Киновселенная Марвел, и, как уже было сказано в начале, некоторые ею восхищаются, некоторые недолюбливают, а некоторым "просто норм". Есть также и фильмы DC, у которых сольные фильмы (не все, но большинство) получаются лучше, чем фильмы про команду супергероев.
Так вот, основным недостаткам фильмов считают большое количество взрывов, боев, экшена, изобилие компьютерной графики, шутки - в общем все для детей и массового зрителя, и ничему они не учат, никакого морального подтекста или философских мыслей. При этом забывая добавить, что эти фильмы не рассчитаны на просвещение зрителя, а в первую очередь его развлечь.
Но если присмотреться, то можно взять несколько примеров, которые показывают героя с более моральной стороны. Для примера возьмем фильма Железный человек (2008).
В начале Тони Старк показан богатым, избалованным плейбоем, талантливым изобретателем, создавая вооружение для нужд американской армии. В ходе событий фильма, он узнает, что оружие поставляется террористам и из-за этого гибнут мирные люди. Тони осознает свою вину, прекращает производство оружия и параллельно создавая бронированный костюм уже для защиты.
Или можно привести другой пример, когда герой может чему-то научить - Бэтмен. Да, всеми любимый человек-летучая мышь, который борется с преступностью под покровом ночи.
Самое главное и лучшее, что есть в этом персонаже, так это то, что он один из немногих супергероев, у которого вообще нет суперспособностей. Его не подвергали эксперименту, его не кусал радиоактивный паук, он не пришелец с другой планеты - всего этого у него не было. Он стал супергероем благодаря изнурительным тренировкам, изучал науки, какие только мог, подготовил себя морально и физически к борьбе с преступностью. Если он получал поражение, то не сдавался, и шел до конца.
Да, и немаловажная часть его истории - он дал клятву никогда, ни при каких обстоятельствах не убивать преступников, даже самого заклятого врага Джокера, которого он несколько раз спасал.
При этом некоторые люди убеждены в обратном, не читая комиксы и не смотря фильмы (Бэтмен Снайдера исключение), что Бэтмен просто герой, который набивает бандитам морды.
И ещё пример - дружелюбный сосед.
Став Человеком-пауков ещё в подростковом возрасте, у него не было опытного наставника, и он просто не знал, как быть супергероем. Потеряв близкого человека, он понимает, что "виз грит пауер зер маст олсо кам грит респонсибилити" "с большой силой приходит и большая ответственность".
Есть ещё большое количество подобных примеров того, что у супергероев можно кое-чему поучиться.
Если они не учат чему-то великому, то хотя бы они учат тому, что надо быть просто хорошим человеком. Разве этого мало?