Слова "логопед" или "дефектолог" очень пугают современных родителей. Поэтому когда они замечают, что у ребёнка есть проблемы с речью, они предпочитают ссылаться на возраст, пол, особенности развития, генетику и прочее. Они уверены, что ребёнок рано или поздно заговорит, причём сразу и предложениями. А если этого не случится, то уж лет в 5 можно будет сходить просто так на приём к специалисту, чтобы узнать секрет по ускорению речи.
Однако они не понимают одного: чем раньше они обратятся к специалисту, тем легче жить будет самому ребёнку. Ведь если ребёнок не может общаться с другими детьми своего возраста, у него внутри возникает агрессия и раздражение, что выливается в проблемное поведение: он будет бить, кусать, щипать или толкать других.
Но как распознать, что у ребёнка есть проблемы? Ведь если его словарный запас много меньше, чем у другого ребёнка, то это явно не повод для привода к специалисту. Есть 5 безусловных "сигналов бедствия", которые нельзя игнорировать:
1. В годик ребёнок не лепечет и не подражает звукам. Это значит, что он не говорит привычное "ма-ма", "би-би", "ка-ка", "ба-ба".
2. В 1.5 годика никак не реагирует, когда его зовут по имени.
3. В 2 годика не может сказать простейшее предложение: "мама дай", " биби бах", "папа иди". Также не понимает речь, обращённую к нему: "дай маме руку", "принеси куклу", "отдай машинку".
4. В период с 2 до 2.5 лет ребёнок не может ответить на вопросы "Что это?" или "Кто это?", а может лишь просто повторить его.
5. В период с 2 до 3 лет не наблюдается никакого резкого прироста словарного запаса хотя бы до 300 слов.
Заметили такие признаки? Не тяните с обращением к врачу. Можно обращаться к логопеду, неврологу или лору, которые быстро установят истинную причину задержки речи и начнут воздействовать на зоны, которые отвечают за речь.
Но чем могут помочь родители в домашних условиях?
- Просите разделять игрушки по цветам, играйте с сортером, собирайте пазлы.
- Не выполняйте просьбы ребёнка, когда он указывает пальцем или мычит. Что-то очень хочет? Пусть пытается хоть как-то сказать.
- Слушайте внимательно ребёнка и всегда отвечайте на его вопросы. Даже в том случае, когда вы не поняли, что он сказал.
- Обязательно говорите утрированно эмоционально и с интонацией.
- Выполняйте артикуляционную гимнастику посредством кривляний и гримасничания.
- Дуйте на предметы, чтобы они сместились: бумажки, растения, снег, пушинки.
- Давайте чаще жевать ребёнку твёрдую пищу.
- Проговаривайте каждое действие: "машина едет - бжжжж", "мама идёт - топ-топ", "собака лает - ав-ав".
А вы сталкивались с проблемами речи? С какого возраста вы начали беспокоиться, что что-то не так? Какие шаги вы предприняли? Если вы заметите эти признаки, отведёте ли вы ребёнка к специалисту или попробуете справиться своими силами?