2,4K подписчиков

Отчего жадина - именно говядина

1,8K прочитали

Всем нам знакома детская дразнилка: "Жадина-говядина, пустая шоколадина" (это канонический вариант, хотя есть и много других).

На первый взгляд она кажется сущей бессмыслицей. Но это не так. В народном творчестве, к коему относятся и дразнилки, ничего не возникает просто так - для появления любой дразнилки всегда находится какая-то существенная причина. Надо только правильно ее искать. Тем более, что и поиск этот - достаточно простой.

Начнем с первой части: "жадина-говядина." Сразу вопрос - а чего это сразу говядина? Там, не поросятина, не виноградина, не дохлятина в конце концов (вот это было бы неплохо)? По рифме-то подходит.

Но тут еще надо понимать этимологию слова "жадина". В русском языке (да и во всех славянских) это слово сродни слову "жаждущий" - то бишь, голодный, ненасытный, не могущий остановиться.

Жадиной на Руси изначально называли не того человека, который жмотился что-то отдать другим людям - такого человека называли скупцом. А вот жадиной называли того человека, который сам жрал как не в себя - жаждал сожрать как можно больше. Даже если он и сам уже сыт по горло. Патологический обжора - патологический жаждущий.

Говоря современным языком, это вот подходишь ты к шведскому столу в Турции - который "все включено" - и начинаешь гребсти как не в себя: салатцу килограмма полтора, котлет по десятку, колбаски - цельную сумку, гарнир - вообще лопатой. И чтоб майонеза побольше. И жрешь, жрешь, жрешь... У тебя скоро майонез из ушей потечет, а ты все жрешь. Вот именно таких людей раньше и называли жадинами. Не тех, которым было жалко еды для других, - но тех, которые жрали в три горла сами.

И вот тут очень в тему заходит говядина. На Руси говядина была очень дорогим мясом (да и сейчас ситуация не шибко лучше). Тому были объективные причины - вырастить быка на мясо в те времена было долго и трудно. При том, что одним быком можно было накормить не один десяток человек.

А тут - жадина. Мало того, что он захапал гору дорогостоящей говядины, так еще и сам ее в одно рыло сожрать норовит. Хотя где он, а где - гора говядины... Булимия у него, "волчий голод", расстройство психики - как сказали бы современные медики. А раньше говорили проще - жадина-говядина.

Язык говяжий. Оригинал.
Язык говяжий. Оригинал.

С "пустой шоколадиной" будет попроще. Вот спросите себя - вы где вообще видели пустую шоколадину? Я впервые такую шоколадину увидел, наверно, в 1986-1987 году - когда мне привезли шоколадную фигурку Деда Мороза. Она была пустая внутри. НО: такие шоколадки были жутким дефицитом. Их мало кто видел и ел. Так что это явно не наш случай.

Да и вообще с шоколадом в провинциальной РСФСР в те времена было очень хреново. Мы его только в новогодних подарках видели. А выражение "пустая шоколадина" я слышал задолго до 1986.

Но случай с шоколадиной объясняется тоже просто. Шоколад, который в плитках и в конфетах, - тот в СССР стал массово производиться только ну, наверно, в 1970-е годы. А вот шоколад который "какао" (который напиток) - вот тот в России прописался аж с конца 18-го века. Напиток этот был довольно дорогой - дороже чая и кофе. Поэтому условно бедные люди заваривали себе шоколад пожиже. А богатые - погуще.

Шоколадина умеренной пустынности.
Шоколадина умеренной пустынности.

Богатые жадины любили, чтобы шоколадина у них была... густой. Понимаете? Густая шоколадина, а не пустая. Опечатка. Ошибка в одном штрихе - и пошло-поехало. Народ-то в массе своей в шоколадах тогда не разбирался. Как услышал, так и запомнил. Ему-то пофигу было - густая шоколадина или пустая. Он не пробовал ни той, ни другой.

Так что наше "жадина-говядина-густая-шоколадина" - это не бессвязный набор слов. Это довольно точная характеристика психики человека: "ненасытный, жрет много, жрет дорого, в максимальных количествах и концентрациях, не зная меры". Такой жадиной-шоколадиной можно было назвать... Ивана Андреича Крылова - тот тоже любил пожрать, хотя жмотом никогда не был.

Кстати, Крылов, пожалуй, был первым русским литератором, который упомянул в своем творчестве напиток "шоколад". Это было в его сборнике "Почта духов", письмо № 6, не позднее 1790:

Я не успел еще отблагодарить сего услужливого человека, как вошел в комнату, с опухлыми глазами, с расстегнутым камзолом и с обкусанными губами молодой человек и спросил чашку шоколаду; я бы почел его за какого-нибудь питомца муз, если бы поданная ему в долг чашка шоколаду не опровергла сего мнения...