Найти тему
Есть че читать?

НЕДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Я люблю классику.  И современную литературу.  Я читать люблю с детства – больше, чем что бы то ни было.  Видит бог и Инна Михайловна – я прочитывала за лето все заданные из списка книги, даже ненавистного мне Фенимора Купера.

Но знаете что?  Мне 40 (*осознает цифру, падает в обморок).  С тех пор, как я закончила школу (23 года назад, только тссс!), мир неоднократно перевернулся, – а списки литературы остаются неизменными и нет ничего более незыблемого, чем Тургенев, Толстой и иже с ними.

«Муму» традиционно в списке летнего чтения перед пятым классом.  Ульяна прочитала и отчаянно рыдала над судьбой несчастной собаки.  Все, что я помню из книги со своих одиннадцати лет, – глухонемой Герасим, его безответная любовь не то к прачке, не то к белошвейке – и да, утопленная Муму.

Почему же полубоги из минобра включают эту книгу в программу с упорством, достойным лучшего применения?  Может, я чего-то не понимаю?

Я задумалась и взялась перечитывать.  И теперь уверена, что чего-то не понимают они.

«Муму» - сложное произведение.  Многослойное.  Тяжёлое.

История Герасима и собаки – это верхний, простой и понятный слой.  Хотя одновременно и бессмысленно жестокий – может мне кто-нибудь объяснить, зачем Герасим, козья башка, утопил собаку?  Он же решил бежать от самодуры-барыни – и ему удалось.  Стал жить-поживать в деревне, траву косить, почему нельзя было взять с собой несчастную Муму?  М?  Дай ответ.  Не дает ответа.  Вот то, что увидит одиннадцатилетка: глухонемой дворник, не то тронувшийся умом на почве несчастной любви, не то просто жестокий, утопил питомца.  «Неадекватный!» - в своей манере восклицает Ульяна.

Всё, что глубже, пятиклассник понять не способен.  Чтобы увидеть задумку автора, глубокий символизм и истинный смысл, нужно знать историю России.  Пятиклассники еще не проходили!  НЕ ПРО-ХО-ДИ-ЛИ!  Слышите меня, в министерстве образования?  История России начинается в 8 классе!  Знакомо вам такое слово – корреляция?! Пятиклашки не знают, что такое крепостное право.  «Они что, в крепости жили?» - спросила четырехлетняя Вероника, когда я пыталась добиться от  ее старшей сестры значения слова «крепостной».  Им нужно рассказать, что такое аршин, соха, whatever!  Объяснить исторический фон и явления – и тогда они поймут, почему Герасим глухонемой, что олицетворяет барынино мини-государство, зачем нужен был жестокий акт избавления от Муму.

«Муму» Тургенева – не для детского чтения.  Восьмой класс – после подробного изучения крепостного права на уроках истории – нижний возрастной порог для этой книги.

А еще в 20 и 21 веке появилось много чудесных детских книг – и русских, и иностранных.  Не только классика несет в себе общечеловеческие ценности.  Современные писатели тоже учат состраданию и великодушию, честности и храбрости.

Лучше бы Парр, Жвалевского, Дашевскую, Михееву и Ледерман в список включили, ей-богу.  И Мебс, и Мюррай.