Я люблю классику. И современную литературу. Я читать люблю с детства – больше, чем что бы то ни было. Видит бог и Инна Михайловна – я прочитывала за лето все заданные из списка книги, даже ненавистного мне Фенимора Купера.
Но знаете что? Мне 40 (*осознает цифру, падает в обморок). С тех пор, как я закончила школу (23 года назад, только тссс!), мир неоднократно перевернулся, – а списки литературы остаются неизменными и нет ничего более незыблемого, чем Тургенев, Толстой и иже с ними.
«Муму» традиционно в списке летнего чтения перед пятым классом. Ульяна прочитала и отчаянно рыдала над судьбой несчастной собаки. Все, что я помню из книги со своих одиннадцати лет, – глухонемой Герасим, его безответная любовь не то к прачке, не то к белошвейке – и да, утопленная Муму.
Почему же полубоги из минобра включают эту книгу в программу с упорством, достойным лучшего применения? Может, я чего-то не понимаю?
Я задумалась и взялась перечитывать. И теперь уверена, что чего-то не понимают они.
«Муму» - сложное произведение. Многослойное. Тяжёлое.
История Герасима и собаки – это верхний, простой и понятный слой. Хотя одновременно и бессмысленно жестокий – может мне кто-нибудь объяснить, зачем Герасим, козья башка, утопил собаку? Он же решил бежать от самодуры-барыни – и ему удалось. Стал жить-поживать в деревне, траву косить, почему нельзя было взять с собой несчастную Муму? М? Дай ответ. Не дает ответа. Вот то, что увидит одиннадцатилетка: глухонемой дворник, не то тронувшийся умом на почве несчастной любви, не то просто жестокий, утопил питомца. «Неадекватный!» - в своей манере восклицает Ульяна.
Всё, что глубже, пятиклассник понять не способен. Чтобы увидеть задумку автора, глубокий символизм и истинный смысл, нужно знать историю России. Пятиклассники еще не проходили! НЕ ПРО-ХО-ДИ-ЛИ! Слышите меня, в министерстве образования? История России начинается в 8 классе! Знакомо вам такое слово – корреляция?! Пятиклашки не знают, что такое крепостное право. «Они что, в крепости жили?» - спросила четырехлетняя Вероника, когда я пыталась добиться от ее старшей сестры значения слова «крепостной». Им нужно рассказать, что такое аршин, соха, whatever! Объяснить исторический фон и явления – и тогда они поймут, почему Герасим глухонемой, что олицетворяет барынино мини-государство, зачем нужен был жестокий акт избавления от Муму.
«Муму» Тургенева – не для детского чтения. Восьмой класс – после подробного изучения крепостного права на уроках истории – нижний возрастной порог для этой книги.
А еще в 20 и 21 веке появилось много чудесных детских книг – и русских, и иностранных. Не только классика несет в себе общечеловеческие ценности. Современные писатели тоже учат состраданию и великодушию, честности и храбрости.
Лучше бы Парр, Жвалевского, Дашевскую, Михееву и Ледерман в список включили, ей-богу. И Мебс, и Мюррай.