Многие люди, прежде чем принять решение о покупке франшизы, тщательно мониторят отзывы в интернете, пытаясь найти отклики от действующих (и, возможно, бывших) покупателей данной франшизы. Однако под видом покупателей франшизы, часто данные отзывы оставляют совсем другие люди. Разберем подробнее, кто и зачем оставляет как положительные, так и отрицательные отзывы о франшизах.
Кто оставляет положительные отзывы
- Довольные покупатели франшизы. Естественно, если человек доволен тем, как у него идут дела, доволен поддержкой, которую оказывает ему головная компания, то время от времени он может оставлять положительные отзывы о франшизе на различных интернет-ресурсах. Часто отзывы лояльно настроенные партнеры оставляют не по своей инициативе, а по просьбам менеджера компании-продавца франшизы. Просьбы инициируются в связи с необходимостью повысить лояльность потенциальных покупателей франшизы, а также с потребностью перекрыть отрицательные отзывы. В отзывах реальные довольные покупатели франшизы часто конкретизируют многие детали, допустим: "Меня зовут Павел, я из города Екатеринбург, по франшизе "N" работаю уже 1.5 года и т. д."
- Менеджеры отдела франчайзинга головной компании. Бывает, что под видом довольных покупателей франшизы, отзывы о франшизе оставляют менеджеры головной компании. В большинстве случаев они пишут краткие, лаконичные отзывы без упоминания какой-либо конкретики. Естественно, отзывы они оставляют с целью роста продаж собственной франшизы, так как наличие большого числа положительных отзывов для многих покупателей франшизы играет важную роль при принятии решения о покупке.
Кто оставляет отрицательные отзывы
- Недовольные, негативно настроенные покупатели франшизы. Часто, если покупатель франшизы не достигает того финансового результата, на который он рассчитывал, он начинает винить в своих неудачах всех подряд, включая головную компанию-франчайзера. Бывает, что ситуация усугубляется тем, что со стороны головной компании не поступает достаточной поддержки, и человек начинает со злости оставлять отрицательные отзывы на франшизу в интернете. Как правило, человеку свойственно преувеличивать негатив, а также максимально подробно прописывать в отзыве все то, что его не устроило. В большинстве случаев в отрицательных отзывах отсутствует упоминание конкретного города работы и имени франчайзи, в связи с тем, что покупатель франшизы опасается ответственности и судебных разбирательств. Хотя, естественно есть и исключения: некоторые покупатели франшизы в отзывах прикладывают документы, подтверждающие их правоту.
- Конкуренты головной компании-франчайзера. Если на рынке присутствует ограниченное (небольшое) количество компаний-продавцов франшизы в данной сфере, есть вероятность, что некоторые недобросовестные сотрудники конкурирующих компаний начнут писать негативные отзывы под видом покупателей франшизы. В таких отзывах практически никогда не бывает конкретики: "купил франшизу, дело не пошло, конкуренция большая, и т.д". Перед написанием отзыва, с целью шпионажа, сотрудники одной компании иногда обращаются в другую по видом потенциального покупателя франшизы, с целью получения информации о бизнесе конкурента.
- Администраторы некоторых сайтов-отзовиков, каталогов и пр. Некоторые сотрудники сайтов-каталогов/отзовиков франшиз используют абсолютно некорректные методы работы, с целью дополнительной монетизации своих сайтов. Одним из данных методов является написание негативных отзывов о компании-франчайзере от имени покупателя франшизы. После того, как компания-франчайзер обнаруживает негативный отзыв о себе от "вымышленного" франчайзи, она обращается к администратору сайта-каталога. А администратор, в свою очередь, может предложить выход из положения - вип-доступ к сайту с возможностью редактирования отзывов. Естественно, не бесплатно.
Как определить, реален ли отзыв о франшизе?
Часто это практически невозможно, поэтому имеет смысл общаться с "живыми" покупателями франшизы в реальном, а не виртуальном мире.
Но, как правило, если в отзыве максимально подробно расписаны все детали сотрудничества по франшизе, конкретно указано, что сделано, а что не сделано со стороны головной компании, то в большинстве случаев этот отзыв реален. Особенно, если приложены подтверждающие документы.
Спасибо за внимание!