Найти тему

Кое-что полезное о дифференте судна и опции TRIM

Дифферент — наклон судна в продольной плоскости, одна из важнейших характеристик, определяющая характер движения лодки, риба или катера.

Угол дифферента подвесного/кормового привода – угол между дном лодки и валом гребного винта. При этом считается, что положение гребного вала в целом довольно точно определяет направление движущей силы.

Стоит учитывать: угол дифферента (т.е., условно, направление движущей силы) значительно влияет на угол скольжения судна и, следовательно, на максимальную скорость, манёвренность и даже расход топлива.

Для наибольшего ускорения в момент старта и минимизации времени выхода в глиссирование двигатель должен быть вплотную поджат к транцу. Когда шкипер даёт сильный газ, часть движущей силы винта приподнимет корму, нос опускается и лодка выталкивается в «глисс».

При попытке выйти на глиссирование с поднятым мотором, нос судна, скорее всего, задерётся вверх, что, согласитесь, может круто смотреться на фото, но вряд ли создаст комфортные условия в кокпите. Также возрастёт нагрузка на двигатель, прямым следствием чего станет перерасход топлива.

Для примера: в крейсерском режиме вал располагается параллельно поверхности воды, это положение считается нейтральным или нулевым углом дифферента. Вся движущая сила винта направлена на продвижение лодки вперёд:

-2

Нажатие нижней кнопки TRIM на ПЛМ смещает редуктор ближе к транцу, задавая отрицательный угол. В таком положении гребной вал направлен вниз, часть движущей силы винта как бы приподнимает корму лодки. Нос, соответственно, опускается.

-3

Нажатие верхней кнопки TRIM, наоборот, отклоняет редуктор от транца. После прохождения «нуля» гребной вал отклоняется вверх. В этой позиции часть движущей силы опускает корму вниз, поднимая таким образом нос:

-4

Наиболее часто встречающиеся ошибки триммирования ПЛМ:

1) Если в режиме глиссирования угол дифферента будет отрицательным, нос лодки опустится и увеличится площадь смачивания днища. Максимальная скорость заметно снизится, увеличится расход топлива, может возникнуть занос, будет сложнее вращать руль.

2) Если же мотор слишком сильно отклонен от транца, может возникнуть подхват воздуха винтом. Скорость лодки снизится при любых оборотах. В этом случае нужно уменьшить угол дифферента кнопкой «вниз», чтобы заглубить винт.

3) Эффект «дельфинирования» — нос лодки скачет вверх-вниз — часто возникает из-за слишком большого угла дифферента. Соответственно, угол нужно выровнять. Также будет полезно проверить — равномерно ли распределены вещи в кокпите лодки. Грамотная «перевесовка» может существенно поправить устойчивость вашего судна.