В эти выходные Владимир Путин посетил Крым, покатался там на мотоцикле и продемонстрировал огромную уверенность в будущем полуострова, его развитии в составе Российской Федерации. Ну и, разумеется, не обошлось без очередных заявлений о том, что блокада Крыму не помеха.
Напомню, что в 2014 году США, Евросоюз и еще целый ряд стран ввели санкции в отношении Крыма, включающие полный запрет на любые экономические операции с полуостровом. Чем это обернулось для Крыма в итоге? Да ничем хорошим. Войдя в состав РФ политически, экономически полуостров так и остался сам по себе. И вот почему.
В Крыму вы не встретите популярные российские сетевые розничные сети, российские банки, российских операторов мобильной связи. Более того, для мобильных операторов даже сделали послабление в законе об отмене внутреннего роуминга и вывели Крым и Севастополь из под его действия, благодаря чему мы можем наслаждаться отличными роуминговыми тарифами казалось бы внутри страны.
Но это еще не все. Так как самостоятельно зарабатывать полуостров не может, федеральному бюджету приходится ну очень сильно датировать региональные бюджеты Крыма и Севастополя. Сколько дотаций получают эти два самых молодых региона в составе России? Это не сложно выяснить, глянув в бюджеты Крыма и Севастополя. Республика Крым имеет доходную часть бюджета на 2019 год в размере 192,79 миллиарда рублей. Из них налоговые и неналоговые доходы 43,08 миллиарда рублей, безвозмездные поступления 149,71 миллиарда рублей. Доходы бюджета Севастополя в 2019 году планируются в размере 50,52 миллиарда рублей. Из них безвозмездные поступления – 33,43 миллиарда рублей. Всего федеральный бюджет в 2019 году датирует бюджеты двух регионов на 183,14 миллиарда рублей. Это 75 % от суммы двух бюджетов. Ну или 1 % от всей расходной части бюджета Российской Федерации.
И так, российские банки, ритейлеры, операторы связи не имеют желания работать в Крыму, который якобы не находится в изоляции. Правительство вроде как могло бы их заставить это делать, да вот незадача, последствия от такого принуждения были бы крайне неприятными для всех принуждаемых. Вот вам и победа над изоляцией. Даже российские компании не могут в открытую вести бизнес в Крыму, хотя, конечно, делают это окольными путями.
Ситуация с Крымом лишний раз демонстрирует, насколько экономика России зависит от, как говорит президент, наших западных партнеров. И эта зависимость заставляет засунуть в одно место всю национальную гордость, патриотизм, суверенитет и печально опустив голову принять правила игры. Это для внутренней, не особо вникающей в суть происходящего, публики можно кричать про то, что санкции нам не страшны и блокада Крыма полностью преодолена. А там, где речь идет об очень больших деньгах, приходится забыть о всех этих популистских заявлениях.
Изменить эту ситуацию в краткосрочной перспективе вряд ли получится. Более того, учитывая внутреннюю политику правительства, Крым так и останется дотационным придатком, не интегрированным в экономику страны, еще много-много лет. В целом, властям Крыма особого резона что-то менять в сложившейся ситуации просто нет мотивации. Деньги текут широкой рекой и особо прилагать усилия для их получения не нужно.
Однако, будем надеяться, что когда-нибудь руководство страны таки задумается о создании в Крыму мощой, современной экономики, построенной не только на туризме и госдотациях. Хотя пока это выглядит скорее как мечты.