Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру»
12 августа 2019 исполняется 65 лет одному из ведущих гитаристов современного джаза. Патрик Брюс «Пэт» Мэтини (Pat Metheny) родился 12 августа 1954 года в городке Лиз-Саммит близ Канзас-Сити, штат Миссури. Его ансамбль Pat Metheny Group — стадионный джаз-роковый коллектив, выступавший даже в СССР в конце 80-х — и нынешний Pat Metheny Unity Band, его совместные проекты с титаном традиционной джазовой гитары Джимом Холлом, с первопроходцем джазового авангарда — саксофонистом Орнеттом Коулманом, с ведущими контрабасистами 1970-80-х гг. Чарли Хэйденом и Дейвом Холландом, его радикальные проекты на грани «шумовой» музыки и предназначенные самой широкой аудитории композиторские сочинения в духе симфонического минимализма, его работы с гитарным синтезатором, акустической баритон-гитарой, 42-струнным гибридным инструментом «Пикассо», его 20 премий Grammy в рекордных 10 разных жанровых категориях — всё это свидетельства чрезвычайно широких интересов и устремлений уникального музыканта.
Поэтому мы решили не пытаться охватить в одном тексте все работы Пэта Мэтини, а почтить артиста в его 65-й день рождения рассказом о его самой первой сольной работе в звукозаписи.
43 года назад на западногерманской фирме грамзаписи ЕСМ (Editions of Contemporary Music, «Издательство современной музыки») вышел дебютный альбом мало ещё кому известного молодого американского гитариста, записанный в декабре 1975 года в составе трио. Гитарист, родом со Среднего Запада США, играл электрическую музыку, хотя и довольно прозрачного звучания — без рёва гитарных искажений, характерных для джаз-рока тех лет. Звучание его электрогитары напоминало звук инструмента его кумира, великого джазового гитариста Джима Холла, но в манере игры слышалось, что молодой музыкант слушает не только джазовый мэйнстрим. Необычная, весьма нешаблонная фразировка говорила о том, что на его глубоко индивидуальный почерк повлияла и американская кантри-музыка, и, скажем, творчество отца фри-джаза Орнетта Коулмана. Альбом даже заканчивался попурри из двух тем Орнетта. Гитаристу в момент записи этого альбома был 21 год.
Вторым важным голосом на альбоме была бас-гитара. По тем временам этот инструмент был ещё довольно новым, он всего полтора десятка лет как вошёл в широкое употребление. Хотя в рок-музыке и соул он нашёл самое широкое применение и там уже было много мастеров игры на электробасу, в импровизационной музыке к четырёхструнной бас-гитаре всё ещё относились с некоторым подозрением, как к агенту вражеской державы, а пяти- и шестиструнных разновидностей электробаса ещё и вовсе не было в природе.
Но бас-гитарист, игравший на этом альбоме, звучал как зрелый мастер, чьё искусство игры далеко превосходило возможности большинства бас-гитаристов той эпохи. Этот басист был постарше гитариста: ему только что исполнилось 24. Они уже работали вместе: полутора годами раньше они вместе записались на альбоме пианиста и клавишника Пола Блэя и время от времени вместе выступали — то во Флориде, в городе Форт-Лодердейл, где жил басист, то в Нью-Йорке.
Уже играл вместе с гитаристом и барабанщик: вместе они уже два года работали в ансамбле известного вибрафониста Гэри Бёртона. Именно благодаря Бёртону, с которым гитарист уже записывался для ECM, молодому музыканту удалось получить контракт с западногерманской фирмой, глава которой, Манфред Айхер, выступил в качестве продюсера дебютного альбома гитариста. Для записи этой работы американское трио прилетело в Западную Германию, в город Людвигсбург, где с ними работал звукорежиссёр Мартин Виланд.
Барабанщик был самым старшим в этом трио, ему в момент записи было целых 27 лет. Ему удалось своей достаточно свободной и, как говорится, «отвязной» игрой не только удачно связать голоса гитары и бас-гитары, обладатели которых и так импровизировали совместно со степенью взаимопонимания, близкой к телепатии; игра барабанщика создавала ощущение ритмической текучести, лёгкости, которое так ценил продюсер Манфред Айхер.
Ещё никто не знал, что всего через три года гитарист соберёт собственную группу, которая в 80-е станет самым популярным джаз-роковым составом в мире и будет собирать огромные стадионы. Ещё никто не знал, что всего через год бас-гитарист станет постоянным участником самой популярной джаз-рок-группы 70-х — Weather Report — и запишет с ней несколько лучших пластинок направления фьюжн. Это всего лишь дебютный альбом, значение которого стало понятно только через пару десятилетий после его записи — тогда, когда удивительного бас-гитариста уже не было в живых.
Осталось назвать имена. На барабанах — Боб Мозес (Bob Moses), на бас-гитаре — Джако Пасториус (Jaco Pastorius), на гитаре — Пэт Мэтини (Pat Metheny). Мы слушаем дебютный альбом Пэта Мэтини «Bright Size Life», записанный почти 44 года назад, в декабре 1975 года.
БОНУС: видео! Пэт Мэтини играет заглавную пьесу своего дебютного альбома в трио: Ришар Бона (электробас), Антонио Санчес (барабаны). 2010
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!