ЦБ начал штрафовать финансовые организации, получающие данные о кредитных историях физлиц без их согласия.
ЦБ начал штрафовать банки за получение кредитных историй физических лиц без согласия на то последних. Первыми финансовыми организациями, привлеченными к административной ответственности, оказались «Открытие» и Промсвязьбанк, передает Коммерсант.
Зачем банкам данные о кредитной истории физлиц?
Привлеченные к ответственности финансовые организации получали сведения о кредитной истории физических лиц через обращение в бюро кредитных историй (БКИ). Известно, что оба банка были оштрафованы на сумму в пределах 30–50 тыс. руб. Команда «Открытия» выступила с обещаниями о предотвращении подобных действий со своей стороны в дальнейшем. Специалисты Промсвязьбанка, в свою очередь, объяснили случай «технической ошибкой».
ДАННЫЕ, КОТОРЫЕ БАНКИ МОГУТ ПОЛУЧИТЬ В БКИ, ПОЗВОЛЯЮТ ИМ ОЦЕНИВАТЬ УРОВЕНЬ РИСКА ВЫДАЧИ КРЕДИТОВ. ТАКЖЕ СВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ, МОГУТ РАССМАТРИВАТЬСЯ, КАК ИСТОЧНИК РАСШИРЕНИЯ КЛИЕНТСКОЙ БАЗЫ (ЗА СЧЕТ ДАННЫХ О КЛИЕНТАХ ДРУГИХ БАНКОВ).
При обращении в БКИ банки должны предоставлять сведения о согласии физического лица на раскрытие данных его кредитной истории. При этом наличие согласия отслеживается специалистами БКИ только в отношении неподконтрольных ЦБ организаций.
Ранее возможности бюро кредитных историй были задействованы специалистами платежной системы Visa для анализа платежного поведения клиентов.
Смотреть другие твиты Visa в России
Напомним, недавно ЦБ выступил с рекомендацией по организации обмена данными пользователей между банками через авторизационные сообщения.
Запросы банков в БКИ могут навредить физлицам
Примечательно, что частота запросов на предоставление кредитной истории по физическому лицу в БКИ влияет на возможность получения им кредита в дальнейшем. Чем больше обращений, тем более подозрительной его учетную запись сочтет система. В результате, в случае необходимости оформления кредита, шанс его одобрения будет понижен.
По мнению специалистов, определенный штраф не соответствует уровню вреда от деятельности банков. Дело в том, что организации привлекаются к административной ответственности в случае выявления факта нарушения (не беря в расчет количество эпизодов).
КАК ИТОГ, БАНКАМ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫГОДНО ВЫПЛАЧИВАТЬ ЕДИНОРАЗОВЫЕ ШТРАФЫ, ПРОДОЛЖАЯ ПРИ ЭТОМ ПОЛУЧАТЬ ЦЕННЫЕ СВЕДЕНИЯ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ.
В дальнейшем, БКИ могут быть наделены полномочиями, открывающими возможность самостоятельно уточнять согласие физических лиц на предоставление банкам данных об их кредитной истории. Работа будет организована через запросы на подтверждение соответствующей информации у банков и прочих, подконтрольных ЦБ, организаций.
Инициатива по борьбе с мошенниками
Тем временем специалисты ЦБ выявили увеличение эпизодов хищения средств клиентов финансовых организаций. С целью борьбы с мошенничеством, команда Центробанка разослала банкам письма с рекомендациями по усилению уровня безопасности в области формирования переводов между физическими лицами.
Представители финансовых организаций отметили, что полученные рекомендации сформулированы неясно. В результате банки были вынуждены по-своему интерпретировать письмо Центробанка. Предположительно, специалисты ЦБ хотят обязать платежные системы Visa, MasterCard и «Мир» передавать реквизиты карты или счета пользователя, при совершении переводов между физическими лицами.
По мнению специалистов, если представленная версия отражает требования, заложенные ЦБ в письме, уровень ее эффективности будет равен нулю. Представленные изменения не помогут бороться с мошенничеством в области переводов, ввиду невозможности разглашения ряда сведений об операциях из-за банковской тайны.
По другой версии ЦБ планирует обязать финансовые организации указывать номер телефона пользователя при совершении им переводов. Несмотря на различие интерпретаций, специалисты пришли к единому выводу о наличии недоработок в рекомендациях Центробанка.