Однажды я звал своего знакомого "на катку в дотку", но он ответил крайне странной фразой: "Момент, еще один забег и пойдем". Естественно, я стал расспрашивать, что за забег, что за игра и как там вообще дела обстоят. После того, как мне включили демонстрацию экрана, желание играть в доту отпало. Остаток дня я сидел с другом в чате и следил за тем, как он играет в The Binding of Isaac. Это и было мое знакомство с жанром "рогалик", а если правильно, то Rogue like.
Rogue, на которую похожи все эти игры, которая является прародителем жанра - это игра 1980 года, целью которой было исследование подземелий. После смерти приходилось начинать игру с самого начала. А игра каждый раз генерировала уровни случайным способом.
С тех пор прошло достаточное количество времени, а я нашел небольшое количество достойных представителей этого жанра.
The Binding of Isaac (2011)
Это тот самый рогалик, с которого все началось. Атмосфера в игре достаточно жуткая, и чем глубже вы продвигаетесь, тем отвратительнее и хуже становится все вокруг. Вид сверху. Основные механики - стрельба, продвижение по этажам и комнатам, сбор артефактов и модификаторов.
Целей играть в игру может быть несколько. Первая и самая очевидная - пройти ее. Вторая - открыть всех персонажей. И самое интересное в том, что у всех них есть свои особенности. У кого-то есть предмет со старта, а у кого-то здоровья меньше.
В игре довольно большой упор на ловкость рук, внимание и реакцию.
Rogue legacy (2013)
Основной принцип все тот же. У вас есть забег по определенной территории и рандомные комнаты, которые набиты противниками. Основное отличие от предыдущего представителя - снаряжение вынесено из забега в начальную локацию, где можно потратить заработанное за забег богатство на улучшение экипировки. Для меня это было довольно важно, так как цена проигрыша снижается в разы, а удачный забег гарантированно дает вам преимущество во всех оставшихся попытках.
Вид сбоку, крайне приятная графика. В отличие от Айзека, тут вы орудуете мечем. Также в арсенале есть магия. Каждый забег вам выдается новый потомок со своими преимуществами и недостатками. Причем они крайне разнообразны и могут периодически вызывать смех. Как пример, вам может выпасть карлик с глаукомой, и вы будете видеть только малую часть экрана, но сможете пролезть в некоторые секретные комнаты. А может выпасть метеоризм и головокружение, тогда у вас будет перевернут экран, инвертировано управление, а персонаж будет периодически поддавать газу.
Крайне веселая и стильная игра. Ориентирована на реакцию, внимание и ловкость рук.
Risk of rain (2013)
Одна из моих любимых игр данного жанра, в которой упор идет на передвижение и стрельбу. Возможно открыть 12 персонажей. Каждый из них требует конкретных действий, которые не всегда ориентированы на рандом. Чаще содержат загадку или испытание. Каждый герой максимально уникален. Каждый сможет найти того, кем играть приятнее всего.
Существует 5 локаций и возможность путешествовать по уровням столько, сколько заблагорассудится, пока вы не решите, что вам пора на финальный уровень. Но в этом случае вы сознательно усложняете себе жизнь, так как урон и здоровье врагов зависят от времени, которое длится забег.
Отдельно можно открыть 10 артефактов, которые добавляют в игру новые механики или являются уникальными модификаторами. Для получения каждого из них нужно буквально решить загадку на той или иной локации.
В каждом забеге можно подобрать 100 различных видов модификаторов, каждый из которых может и будет работать друг с другом, даже если вы собрали 10 предметов одного типа на скорость атаки. Но для появления всех 100 предметов внутри игры требуется совершить определенные действия. Убить босса или найти тайник. Возможно даже выполнить какое-то испытание за конкретного персонажа.
Хорошая игра с потрясающим визуалом. Ориентирована на постоянное передвижение и стрельбу.
FTL: Faster Than Light (2012)
Первый представитель пошаговых рогаликов, про которые пойдет речь. У вас есть 9 кораблей на выбор. Естественно, каждый из них открывается специфическими действиями. На корабле будет экипаж, каждый член которого может быть одной из 8 рас. У каждой расы свои особенности, каждый корабль имеет свои стартовые характеристики. Ваша цель - пролететь через всю галактику, собирая ресурсы, и разгромить финального босса.
Вместо комнат тут будет карта с точками, в которые можно прыгнуть с помощью FTL-привода. В отличие от предыдущих представителей, вы можете покинуть уровень раньше, чем уничтожите все источники угрозы, просто зарядив этот самый механизм прыжков. Есть место магазинам, альтруистам, завоевателям или просто военным расам. Есть куча тактик победы. Моя любимая - абордаж. Мой знакомый играл через ваншоты противников (есть там корабль, который сам по себе является огромной пушкой).
Бои проходят в реальном времени, но у вас всегда есть возможность поставить игру на паузу и раздать приказы своему экипажу. Поэтому я и назвал ее представителем пошаговых рогаликов.
Упор делается на тактику, планирование ресурсов, сбор правильного снаряжения.
Into the breach (2018)
Еще одна из моих любимых игр. Кстати, она была создана той же студией, что и FTL.
Этот проект пошаговый до мозга костей. Вы - защитники человечества. Отовсюду из под земли лезут огромные насекомые и рушат города. Цель - не позволить насекомым разнести стратегически важные объекты и просто здания мирных жителей. Каждый уровень - арена 8х8. У вас есть отряд из трех машин. Видов отрядов 8. Каждый ход вы можете сделать передвижение и последующую атаку каждым мехом. После вас ходят противники - жуки в рандомном количестве. На некоторых уровнях количество жуков настолько большое, что вам остается только старательно сводить разрушение к минимуму.
На выбор есть 4 острова, которые вам предстоит спасать. Вы можете спасти все острова, дабы скопить максимум снаряжения, а можете очистить всего лишь один и броситься в улей, чтоб уничтожить всех жуков раз и навсегда.
Ну и да, по сюжету вы - путешественники во времени, которые ищут возможность спасти человечество идеальным способом. Поэтому у вас есть возможность отменить один из своих ходов во время каждой из миссий. Ну и каждый последующий забег обусловлен либо тем, что можно было с меньшими потерями совершить задуманное, либо тем, что пилоту понравилось кромсать насекомых, и он просто решил еще разок спасти людишек.
Дичайший упор на продумывание своего хода. Сравнимо с шахматами под конец партии, когда фигур осталось мало.
Darkest Dungeon (2016)
Мое последнее приобретение, которое целиком и полностью заманило меня своим оформлением. А в итоге оказалась еще и довольно долгой игрой с глубокими механиками.
Атмосфера очень мрачная, рисовка просто потрясающая, озвучка подходит настолько, насколько это возможно.
В данной игре вне забега у вас остаются ваши герои, которых вы можете держать в довольно большом количестве. Каждый забег требует от вас составление отряда из четырех человек. Каждый из участников может быть одним из 18 классов. Каждый из классов имеет по семь способностей, но помнит герой только 4 из них. Вы можете повлиять на силу и набор способностей. Каждый класс крепко связан с позицией в отряде. Если он попадает не на нужное место, то способности становятся неактивными. Если герой умрет во время забега - вы его потеряете. Но если вы выиграете сражение, в котором он погиб, то вы вернете его вещи.
Казалось бы, взяли один отряд, да и прошли всю игру. Но именно для разнообразия отрядов у героев добавлен механизм накопления стресса. Стресс может быть снят в городе, но тогда этот герой пропустит следующий забег. Если стресс не снимать, то герой впадет в безумие и начнет совершать определенные действия вместо вас, бесконтрольно. А если стресс продолжит заполняться, то в итоге вы потеряете героя из-за разрыва сердца. Некоторые герои имеют способности для снятия стресса. Стресс накапливается в отряде неравномерно. И все это способствует тому, что некоторые персонажи получают следующий уровень и отказываются участвовать в миссиях слишком низкого уровня. И вот вы опять вынуждены собирать новый отряд.
А еще у персонажей есть положительные и отрицательные черты характера. И возможность заболеть чем-то, что лишит персонажа характеристик. Но это можно вылечить в городе, за пропуск следующего забега, естественно.
Дополнительный контент добавит вам еще пару механик, которые заставят вас постоянно держать в голове определенные вещи, из-за которых вы можете лишиться героев или заразить их чем-то крайне неприятным.
Упор на продумывание нескольких последующих забегов и грамотный подбор членов отряда. Бои в основном рандомные. Сильно рандомные. Но мне это было больше по душе, чем раздражало.
Также предлагаю ознакомиться с историей про из ряда выбивающиеся гоночные симуляторы и игры жанра выживание