.
Люди в России привыкают к пению птиц, в лесу, или, на лугу, (утром), или, в вечернем саду. Вечером, любит петь иволга, на рассвете , жаворонок, а с первыми лучами солнца, слышится целый птичий хор, особенно он впечатляет на поляне окруженной лесом. Мало, может быть, кто знает, что только в России есть такие певчие леса, луга, поляны, и побережья, например, в Европе такого чудесного пения птиц не услышишь, (об этом вам скажет любой ученый-орнитолог), словно, Россия единственная страна, не потерявшая связь с Раем. С точки зрения славянской , древней мифологии, птицы это души. Конечно, не одним славянам принадлежал миф, согласно которому, души умерших превращаются в птиц, миф этот присущ многим религиям, даже монотеистическим (в форме отголосков от верований, доставшихся от эпох , более древних и языческих.) Не думаю, конечно, что души превращаются в птиц .Однако, я не исключаю того , что энергия отделяющаяся от тела в момент умирания человека, возможно, и вправду превращается в птицу . Не случайно же, в народе, существует примета, что птица влетает в окно - к смерти жильца дома, (и более того, как правило, эта примета, сбывается.) Будто бы душа, в образе влетевшей в окно птицы зовет другую душу, призванную на небеса, Богом.
Наконец, удивительно и то, что именно птицы способны подражать человеческой речи, (кстати, не только попугаи, но и канарейки, и некоторые другие виды птиц.) Быть может, потому что птица - это душа покинувшая мир, но помнящая речь людей? В каких же, в таком случае птиц, кто из людей, превращается? В этой статье я и попытаюсь ответить на этот вопрос, мистически-поэтически. Птицы, наиболее похожие на людей, это, конечно, обычные вороны, которых очень много в городе, и которые напоминают людей голосами, манерами, даже агрессией, и вероятнее всего, именно, в них воплощаются души грешных, обычных людей,( потому, может быть, их так много, больше чем голубей. ) Можно так же обратить внимание на то, что птицы, наиболее похожие на женщин - сороки, потому, что сороки любят украшения, к тому же, сороки, болтливы, и красивы. Возможно, в сорок обращаются души таких женщин .
Впрочем, я коснулся птиц, которых мы обычно видим.
Не все птицы, видимы. Мне кажется, птиц, в которых воплощаются души добрых, или праведных людей - на людей, даже не увидишь, но лишь , издали, или вблизи, услышишь их пение. К какому виду птиц это можно отнести? Это можно отнести к соловью, или иволге. Соловей обычно слышен но не виден, как впрочем, и скрытная от людей, иволга. Мне кажется, в соловьев воплощаются души поэтичных натур, а в зарянок (или, в малиновок) души натур праведных .Еще мне кажется, .в дроздов превращаются души добрых, но не верующих людей, когда как, в лесных солнечных иволг превращаются души светлых, или святых мучеников.
А в воробьев и голубей, превращаются обычные, в меру грешные люди.
А что тогда можно сказать о верующих? Думаю, души верующих, превращаются в перелетных птиц, потому, что верующие люди верят в перелет души в Рай, когда как души неверующих, быть может, превращаются скорее в воробьев (потому, что жили мирским), и других неперелетных птиц (в зависимости , от количества добрых, или злых дел, при жизни.) А мужественные натуры превращаются в соколов, орлов, или ястребов.
А если, они помимо этого, люди верующие, то наверное, в журавлей.
Конечно, люди святые (наподобие Серафима Саровского ) превращаются в белых лебедей, а в черных лебедей превращаются многие монахи, отягощенные сомнениями, или на чьих душах есть нераскаянный грех. На самом деле, чем душа выше взмывает, тем в более диковинную птицу она воплощается. В иволгу, малиновку, или даже в соловья...
А что тогда можно сказать о писателях?
Как мне, кажется, хороший писатель похож не на соловья, а скорее на малиновку - в способности " цитировать" и соловья и дрозда, и коноплянку, когда она поет, (вставляя целые фрагменты пения чужих птиц в сложный ритмический орнамент собственного пения, как находят это ученые), когда как соловей никого не цитирует, а лишь учится у других соловьев, как у неких признанных лесных мэтров, пока не распоется сам.
Это можно особенно ощутить уже в мае.
В отличие от соловья, пение малиновки не только полифонично, но и интертекстуально, (если конечно можно позволить такой оборот, применительно к голосу обычной птицы) и потому может быть, я и люблю Набокова, что даже в самых автобиографических чертах Других Берегов, Набоков тонко и лирично пародирует Жизнь Арсеньева Бунина, а так же Отрочество Льва Толстого и некоторых других русских авторов. У Набокова это получается так легко , изысканно, и красиво, что не всегда и догадаешься, кого он цитирует.
Значит ли это, что душа Набокова превратится в малиновку?
Этот вопрос, я бы оставил без ответа. В конце концов, это мир литературы, поэзии, а кроме них, есть и мир святости. Что можно сказать о святости? Верующим быть хорошо, вера как крылья, а крылья птице, (а тем более, ангелу) не бремя, а небо. А быть неверующим, ни то что бы, даже, хуже, или лучше, просто тяжело душе - выносить бремя безверия.
Не случайно , в поверьях славян - малиновка святая птица.
Ибо в давние времена, малиновка пролетая над Голгофой вырвала шип из мученического венца Христа, обагрив им грудку. А воробей зол, потому что когда Христа сняли с Креста, воробьи разбросанные гвозди опять несли к Кресту , (к беде.)Поэтому, с точки зрения славян убить воробья - к несчастью, (воробей, тяжело отомстит.)
Конечно, интересно поразмышлять и о сове.
В образ совы (как мне кажется) превращаются души людей умных, мужественных, но которым недоставало любви и веры в Христа, это души отмеченные Богом, но не пошедшие за Богом, правда, и не приспособившиеся к миру, и во имя правды, сильно пострадавшие за нее. Это люди мужественные, и умные, но не светлые. Мне кажется, Валерия Новодворская превратилась в сову.
А Анна Ахматова обратилась в иволгу.
Прав ли я или нет, мой очерк лишь поэтичен…
Что я бы сказал в конце моего очерка? Когда придет Иисус на землю, ворон и воробьев поубавится, зато, прилетят в города прекрасные птицы, (взамен им) самые сказочные лебеди, и журавли. Иволги больше не станут прятаться от людей, в лесу, а святые малиновки будут петь каждое утро - во славу Христа. И соловьи будут петь, даже, зимой на рассветах. Даже внешний вид голубей изменится, это будут белые голуби.
Такие же святые, как в горах.
Это наступит в последнее тысячелетие земли...Прилетят и просто диковинные птицы в честь Христа. Даже такие, которых человечество еще не знало. Оперения их будут сказочны, а песни их будут прекрасны. Но еще прекраснее их будут птицы в самом Раю.
И еще прекраснее будут песни их.
Что такое Природа? Природа , по своему существу это бессознательный Рай. Природа прекрасна тем, что в ней есть все только от Бога, что она не творение рук человеческих. И уже, в этом смысле, природа это Рай, хотя райскость растворенная в природе - есть растворенная память о Рае Потерянном. Эта память и бессознательна.
И в этом отличие языческого Рая, от Рая христианского.
Из состояния бессознательного Рая, природа должна перейти в состояние Рая сознательного , и для этого и рожден человек, и пришел Иисус в мир. Та Весна, которая настает, должна стать Весной духовной, а не только природной. Только такой весной в которой ни один цветок больше не завянет, ни один лист не облетит.
То есть, речь идет о Весне, в Раю.
А эта Весна наступит от Солнца Веры и Любви, а не от внешнего , (земного и физического) солнца. Конечно , когда цветок вянет, он возрождается вновь, дерево облетая, вновь цветет листвой, а улетевшая птица возвращается.
Такова цикличность существующая в природе и жизни.
Но Иисус преобразил цикличность жизни и смерти, ибо умер и воскрес один раз и навсегда.
Такое же событие, должно произойти и в природе, в которой должна придти одна Весна, такая Весна, которую уже, не сменит , больше, ни одна осень.
Эта весна будет воистину , райской и вечной.
__________
P. S.
Х Х Х
Я слышу иволги всегда печальный голос
И лета пышного приветствую ущерб,
А к колосу прижатый тесно колос
С змеиным свистом срезывает серп.
И стройных жниц короткие подолы,
Как флаги в праздник, по ветру летят.
Теперь бы звон бубенчиков веселых,
Сквозь пыльные ресницы долгий взгляд.
Не ласки жду я, не любовной лести
В предчувствии неотвратимой тьмы,
Но приходи взглянуть на рай, где вместе
Блаженны и невинны были мы.
Анна Ахматова