Найти в Дзене
Примечания

На пути к «безвизу»: что рассказывают крымчане, получившие украинский загранпаспорт

Оглавление

Получить шенгенскую визу с крымской пропиской во внутреннем российском паспорте – проблема, говорят посредники, и предлагают решить ее «всего за 900 евро». Тем временем, в граничащей с Крымом Херсонской области Украины продолжают выдавать крымчанам украинские биометрические паспорта, дающие право ехать в Европу без визы. Но как решиться на поездку тому, кто с марта 2014-го ни разу не был за Перекопом? Публикуем рассказ читательницы «Примечаний», испытавшей безвиз на себе.

Власти Крыма едва ли пытались бы подмять под себя доходы от пассажирских перевозок к границе с Украиной, если бы трафик в эту сторону не был значительным. По данным погрануправления ФСБ России по Крыму и Севастополю, в 2018 году границу на Перекопском перешейке пересекли более 2,5 миллиона человек, из них 250 тысяч зарегистрированы на территории полуострова. Немалая их часть едет именно за паспортом – украинским биометрическим заграном, позволяющим хоть на ограниченный срок, но въезжать в Европу без визы. И хотя власти периодически призывают крымчан отказаться от поездок на Украину в связи с непрогнозируемыми рисками, поток жаждущих безвиза не иссякает.

Читательница «Примечаний» поделилась своим опытом оформления паспорта и первой поездки по безвизу за рубеж.

Могут попросить дополнительные документы

Понадобилось мне среди лета отправиться в Европу. Не в турпоездку - путешествие приурочено к важному семейному событию. На оформление визы у меня был всего месяц. Паспорт – обычный российский загран «с краснодарским кодом», полученный в местном ФМС. Позвонила в визовый центр принимающей страны – отказ. Обращайтесь, говорят, в консульство на Украине. Уточнила, как быть тем крымчанам, у которых никогда не было украинского гражданства (тем, кто родился здесь, но жил в России) – ответ тот же. Местные посредники обещали «железный мультишенген в крымский паспорт», но ценник… от 900 евро за годовую визу. Осталась одна надежда, на украинский безвиз. Тем более, что синяя книжечка с трезубцем, свидетельствующая, что Украина все еще считает меня своей гражданкой, у меня есть.

Сразу поясню: об арестах крымчан на Украине за «госизмены» я знаю и отношусь к этому серьезно. Будь у меня хоть малейшее основание опасаться чего-то подобного, я бы туда не сунулась. Но человек я аполитичный: не был, не состоял, не участвовал. Потому и решилась. Хотя все равно было страшновато.

Самый легкий способ получить украинский загранпаспорт для крымчанина – съездить за ним в Херсон. До недавней «облавы» Сергея Аксенова на нелегальных перевозчиков в Крыму работал специальный сервис «такси за безвизом». Всего за 2,5-3 тысячи российских рублей клиента забирают из назначенного места (хоть из дома), провозят через границу и доставляют к 8 утра в филиал «Державного пiдприємства «Документ», где происходит подача документов. После всех бумажных формальностей тем же путем отвозят домой.

-2

Послеобеденное время в одном из ОВИРов Киева. Очереди нет

Свойственных первым месяцам после объявления безвиза очередей, когда люди ждали в коридорах по 7 часов, на Украине давно нет. Утром под дверью толпится довольно много людей, но уже к обеду залы пустеют. Однако многих впечатлительных крымчан количество народа шокирует. Особо эмоциональных тут же ловят «посредники» - люди, готовые за небольшой прайс провести клиента без очереди. Но, по словам очевидцев, эта услуга не нужна – по обычной записи, без коррупции, приходится ждать максимум 2-3 часа.

Кроме стандартного набора (общегражданский паспорт Украины и идентификационный код плательщика налогов), крымчанина могут попросить предоставить дополнительно оригиналы других документов: водительские права украинского образца, свидетельство о рождении, свидетельство о браке, диплом, аттестат.

Поэтому на всякий случай придется захватить с собой все нажитое за 23 украинских года в Крыму.

Стоит биометрический загран 1082 гривны (2800 рублей) при обычном, месячном сроке оформления. И 1434 гривны (3700 рублей) при срочном оформлении в течение 10 дней. По прошествии срока придется съездить в Херсон еще раз – забрать готовый документ. 

Кордон первый: особое внимание к новичкам

По данным украинской стороны, биометрический загранпаспорт получили уже около 140 тысяч крымчан. Однако в моем окружении таковых не нашлось. Отсутствие «свидетелей безвиза» среди ближайших родственников и друзей тревожило. Но киевские друзья буквально по шагам расписали мне все этапы путешествия Крым-Украина, помогли купить билет на поезд из Новоалексеевки. Решили, что паспорт будет проще оформить в столице Украины, заодно и близких навещу.

До поезда я добиралась тоже на частном такси. Молодой человек на ухоженной иномарке забрал меня в условленное время у вокзала и отвез прямо к поезду – всего за 1000 рублей.

Я боялась границы: за пять лет не выезжала за Перекоп ни разу. Но все прошло гладко. На российской стороне всех попросили выйти из машины, вытащить и предъявить к досмотру багаж и документы. Внутрь сумок не заглядывали, лишь осмотрели снаружи, а вот машину проверили как следует, заглянув во все потайные уголки.

Ехали через пункт пропуска «Чонгар». Узнав, что я ни разу не ездила на Украину, водитель высадил меня на километровом переходе прямо перед украинским блокпостом, пообещав подобрать «на той стороне» после проверки документов.

Если бы меня по каким-то причинам задержали, на посте застряла бы и машина, а с ней – еще 3 пассажира киевского поезда. А так формально я не пассажир.

Я невозмутимо протопала с сумкой мимо вооруженного солдатика, но, на удивление, ни одного вопроса о том, почему меня выкинули из машины на нейтральной полосе, мне так никто и не задал.

Зато украинские силовики очень интересовались, выезжала ли я из Крыма на российский материк – в Москву или Краснодар, почему так долго не посещала Украину, есть ли у меня знакомые - российские военнослужащие. Багаж мой и тут никого не заинтересовал.

Все формальности на границе заняли не более 4 часов. Нам очень повезло, ведь СМИ периодически сообщают и длинных очередях с обеих сторон границы.  

Киев: запущенность, аполитичность и дороговизна

На вокзале Новоалексеевки за прошедшие пять лет мало что изменилось. Разве что теперь это тупиковая станция, и бойкая торговля перед едущими из северных регионов России поездами умерла.

-3

Вокзал Новоалексеевки

Цены в местных магазинах поражают. Первый немой вопрос: «Это что, в гривне?» Начинаешь пересчитывать и понимаешь: продукты и напитки стоят чуть дешевле, чем в Крыму, или столько же.

Той разницы в ценах, которая некогда позволяла россиянину чувствовать себя на Украине королем, нет и в помине. Зато MasterCard российского банка здесь прекрасно работает.

В ближайшем магазине шаговой доступности я приобрела симкарту Vodafon (замаскированной иностранным брендом дочки МТС) и обеспечила себя на месяц безлимитным 4G интернетом и звонками всего за 150 гривен (390 рублей). Кстати, в мой пакет услуг входило 30 минут бесплатных звонков за границу, в том числе на крымские номера. Покрытие после наших перебоев со связью очень порадовало, 4G в населенных пунктах почти везде.

-4

Полки с консервами в магазине Новоалексеевки. Цены в гривне, курс: 1 гривна - примерно 2,5 рубля

Поезда за прошедшие годы тоже изменились. Новые купе оборудованы сенсорными панелями для управления светом, вентиляцией и кондиционером, а также табло, показывающим, заняты ли туалеты. Билет до Киева стоил около 750 гривен (2000 рублей).

Киев встретил голосистыми таксистами, грязными ларьками, стихийными рынками и лохмотьями объявлений на столбах. А еще хаотичными парковками. Машины стояли везде – на тротуарах, газонах, детских площадках. Казалось, по небу шел гигантский автовоз – и перевернулся, рассыпав свой груз по улицам Киева.

-5

Стихийный рынок в районе Контрактовой площади

После похорошевшей Москвы украинская столица кажется неухоженной, а многие недавно отремонтированные улицы выглядят так, будто дорожники не касались их десятки лет. Но сами киевляне работой мэра Виталия Кличко очень довольны, говорят, «многое сделано».

-6

Недавно отреставрированные кварталы Воздвиженки, что рядом с Андреевским спуском. Благоустройство уже «поплыло»

Общественный транспорт шокирует. Прогнившие полы автобусов, истертые до металлической подложки сидения, ободранные поручни. Остается только гадать, насколько изношена подвеска, двигатель и тормоза. Проезд тоже значительно подорожал: в пределах города 10 гривен (26 рублей), за город – до 20. Экспресс от ж/д вокзала до аэропорта «Борисполь» - 100 гривен (260 рублей). Метро бюджетное – 8 гривен (20 рублей).

Город все так же зелен и свеж, но застройка расползается ошеломляющими темпами. Все свободные пространства в районах превратились в многоэтажки, по окраинам пейзаж состоит сплошь из подъемных кранов.

-7

Квартиры в жилых комплексах расходятся, как горячие пирожки. Народ из депрессивных областей стремиться в столицу, а оттуда – на заработки в Европу. Заметила, что в Киеве стало меньше красивых, стильно одетых молодых людей. «Все модники уехали», смеются друзья.

-8

За пять лет на улицах Киева стало намного больше украинской речи и вышиванок. Многие говорят на мове непринужденно и с явным удовольствием. Я ожидала агрессивного настроя по отношению к российскому Крыму, но максимум, с чем столкнулась лично я, это смешки в духе: «За что боролись, то и получили».

В целом жители Киева, в отличие от 2014 года, к политике охладели. О Зеленском в разговоре с людьми я слышала там реже, чем в России. Жалуются на трудную жизнь (выживать на Украине с их зарплатами и ценами на коммунальные услуги очень сложно), но всегда оптимистично прибавляют: «Все будет хорошо».   

Столкнулась с реформированной украинской полицией. У местных ее работа вызывает вопросы, но однажды на моих глазах патруль «повязал» пьяного на мопеде, и нас попросили быть свидетелями. Поведение «новых» полицейских не вызвало у меня напряжения: вежливые, уважительные, улыбчивые, простые – просто образец готовности помочь. 

-9

Блошиный рынок на улицах Киева

Документы на паспорт в Киеве я сдала без очередей. Интересно, что в киевском ОВИРе я встретила как крымчан, так и донецких. Многие пользуются услугами посредников: есть люди, способные за 4800 гривен (12,5 тыс рублей) сократить срок изготовления паспорта до 3 рабочих дней. Это выгодно: не нужно второй раз ехать через пункты пропуска, переждал пару ночей в хостеле, забрал паспорт – можешь ехать хоть в Швейцарию (эта страна не в Евросоюзе, но Шенген, а значит и безвиз для украинцев, признает).

Кордон второй: Украина, говорящая по-польски 

Перед поездкой к родне я решила испытать свой паспорт в близлежащей Польше. Для передвижения через границу выбрала поезд, хотя лоукостеры предлагают вполне бюджетные перелеты: при покупке за день до вылета - около 5000 рублей.

Билет на «Интерсити» до польского Перемышля (на Украине его называют на польский манер Пшемысль) обошелся в 2000 рублей. Время в пути – 9 часов – летит незаметно под хорошую книжку или сериал. Вагон второго класса забит под завязку, удобства минимальные - туалет, розетки для зарядки гаджетов, хотдоги и растворимый кофе в разнос.

Украинские пограничники и таможенники начинают работать сразу после Львова, прямо на ходу. Их польские коллеги заходят во время длительной, минут в 20, остановки. У украинских внешность стандартного постсоветского силовика, поляки - и мужчины, и женщины - похожи на актеров дешевых американских сериалов про полицейских: такие же подтянутые и улыбчивые.

-10

Поезд из Киева прибыл на вокзал Перемышля

Меня поразило, что весь вагон вдруг заговорил по-польски. Старушки и мужчины средних лет, молодежь и дети – все они украинцы, но общались с таможенниками как свои. Я же не сразу разобрала, что нужно высокому блондину в перчатках и обтягивающей черной футболке. Оказалось, он желал проверить огромную сумку соседа на сигареты и алкоголь. 

С паспортом все прошло легко – миловидная девушка, просканировав документ, пожелала мне «счастливого первого раза в Польше».

Перемышль: уснувшая провинция

Разница между украинским и польским приграничьем разительна. Кажется, львовщина за последнее десятилетие деградировала еще сильнее. Польша же отдает немецким порядком: гладкие дороги, причесанные поля, ухоженные утопающие в зелени подстриженных садов дома.

-11

Пейзажи польской провинции

Первый от границы городок Перемышль кажется пряничным, будто из сказки. Мощенные улицы, старинные фасады, шпили костелов и древний замок на горе, утопающий в зелени парков.

-12
-13
-14

Идеала нет: многие дома десятилетиями не видели ремонта. Но ощущения разрухи и упадка тоже нет.

-15

Город живет своей размеренной жизнью. На улицах много детей и стариков. Местные женщины похожи на россиянок и украинок – те же яркие блузки и платья с рынка, простенькие стрижки. Зато мужчины преклонных лет не носят характерные для русской глубинки штаны «абибас» - все, как один, одеты в рубашку, брюки и жилет. Кажется, от них даже пахнет по-особому – тихой старостью. Попадаются целые компании старичков: сидят на лавочках в тени, едят мороженое.

-16

Из Перемышля можно добраться в Краков: через три часа после прибытия поезда из Киева с местного вокзала отправляется «Интерсити» на Вроцлав. Это поезд совсем не похож на украинский. Здесь сидячие купе разделены перегородками с прозрачными дверями. В одном ряду – всего три места. Когда мы отъезжали из Перемышля, вагон был пуст. Но ближе к Кракову набился битком. Основная часть пассажиров – студенты. Многим не хватило билетов, и они ехали, сидя на полу посреди вагона. Многие в пути читали книги – по медицине, химии, инженерии, философии.

Про Краков рассказывать – слов не хватит. Звание одной из столиц европейского туризма он полностью оправдывает. На улицах толпы людей всех рас и национальностей. Фотографируются, покупают сувениры, едят.

-17
-18
-19
-20

Если не заходить в дорогие рестораны, питаться в Польше можно очень бюджетно. Кофе и кебаб (аналог нашей шаурмы) в забегаловке у вокзала обошлись мне в 260 рублей. 300-мл бутылочка сока и плитка шоколада из супермаркета – 85 рублей. Фрукты, мясо и молочка в магазине шаговой доступности:

-21
-22
-23

Ужин в приличном заведении с пивом – около 900 рублей. К слову, порции в Польше просто огромные.

-24

Огромная тарелка мяса с овощным гарниров в ресторане – 40 злотых (чуть больше 700 рублей)

Интересно, что в Краковской галерее – огромном торговом центре у вокзала, большинство магазинов в 20 часов в воскресенье оказались уже закрыты.

-25

Загадки польской агломерации

Из Кракова я двинулась в Катовице на автобусе. Расстояние - как от Севастополя до Ялты, стоимость проезда – около 250 рублей. Транспорт не в пример комфортнее крымского междугородного.

Мы привыкли называть агломерацией Москву вкупе с ближайшим подмосковьем, но поляки объяснили мне разницу: в агломерацию Верхней Селезии входят примерно одинаковые по размеру и численности населения города. Катовице – самый крупный из них, 350 тыс человек, есть и меньше – от 50-100 тысяч. Всего в агломерации проживает около 4 млн человек.

-26

«Спальные» кварталы Катовице

-27

Еще одни «спальник» - старый шахтерский квартал. Когда-то это была непрестижная окраина, но недавно власти его отреставрировали, и он стал точкой притяжения туристов 

В целом Катовице напоминает размазанное в пространстве предместье большого города. Даже в центре плотность застройки совсем небольшая, расстояния между высотными зданиями достигают нескольких сотен метров.

Города соединены хайвеем, но внутри проезды совсем узкие. Удивительно, как там вообще разъезжаются машины. Но местные уверили – пробки бывают редко, по московским меркам их правильнее назвать «тянучками».

-28

Польский хайвей. Камеры попадаются всего в нескольких местах, все местные знают их наперечет. Рассказу о 200 камерах на 400-тысячный Севастополь, поляки очень удивились

Я жила возле Силезского зоопарка, окруженного гигантским парком, построенным, видимо, в социалистические времена – в его планировке явно прослеживается свойственные советским архитекторам гигантомания. Обойти парк за день нереально, я преодолела почти половину, отшагав примерно 12 км. И это не единственный парк в Катовице. Город буквально окружен зеленым поясом. Если бы не хайвеи, его можно было бы объехать на велосипеде, не выезжая из леса.

-29

Местные любят бегать в парке и кататься по дорожкам на велосипеде. И не только – многие добираются на нем на работу. Молодежь в Польше увлечена ЗОЖем и марафонами, рассказали мои местные друзья. Многие пробегают знаменитые 42,195 км по несколько раз в год. Я же, за неимением велосипеда, переместилась на другой конец парка по канатной дороге. Хотя велик легко взять в прокат – один час обойдется в 18 рублей. Поездка на канатке стоит около 180 рублей. Столько же в среднем обходится вход в музей.

-30

Высотная застройка Катовице, вид с канатной дороги

-31

Так высотки смотрятся из парка

Поляки так же, как россияне и украинцы, жалуются на тяжелую жизнь – высокие цены и низкие доходы. Жалование, эквивалентное 1000 евро, считается здесь хорошим, многие зарабатывают меньше. Все, кто обладает минимальными компетенциями, стараются уехать на Запад - в Великобританию, Норвегию, Швецию или Германию, где можно заработать минимум в два раза больше. На замену им приезжают украинцы. Местные говорят, что польские законы позволяют восточным соседям легко легализоваться в стране.

-32

Центр Катовице ночью

-33

Центральная рыночная площадь в еще одном городе агломерации - Гливице

Из Катовице я вернулась в Киев на самолете. Билет на лоукост-рейс (покупала примерно за неделю) обошелся в 2000 рублей. Зарегистрировавшись на рейс заранее, приехала в аэропорт впритык – и снова удивилась. Таких огромных очередей на досмотр я не видела даже в крупных аэропортах. Поляки обожают путешествовать, и, учитывая приемлемые цены, - в любую точку Европы можно улететь за 15-20 евро, – они делают это часто. Поблизости от Катовице находится как минимум три больших аэропорта, расстояние между ними – до 100 км. И все активно работают.

Помните, как крымские власти уверяли, что второй аэропорт на полуострове – в севастопольском Бельбеке – не будет загружен, а значит, не окупится? Опыт охваченной лоукостерами Польши и Украины показывает: если цены понизить, люди будут летать, причем массово и по малейшему поводу.

https://primechaniya.ru/home/news/avgust-2019/na-puti-k-bezvizu-chto-rasskazyvayut-krymchane-poluchivshie-ukrainskij-zagranpasport/