Ранее мы уже немного касались вопроса о дереве, из которого изготавливают гитары:
Какое дерево для гитары лучше: часть 1 >>>
Какое дерево для гитары лучше: часть 2 >>>
В данных материалах рассматривались в основном особенности использования и звучания различных пород дерева в случае с электрогитарами. Теперь настало время поговорить и о различных типах древесины для акустических инструментов – тем более, что в случае с акустическими инструментами влияние породы дерева на звук прослеживается куда более заметно.
Твердое и мягкое дерево для акустических гитар
Одной из классических классификаций гитарного дерева является разделение на мягкие и твердые породы.
Твердые сорта имеют бОльшую плотность породы, они растут дольше и имеют больший вес. Во многих акустических инструментах из твердых пород изготовлены нижняя дека и обечайка. Классические примеры твердых пород дерева – это палисандр, махагони, клен, коа и др.
Мягкие породы имеют меньше вес и проявляют большую эластичность. В первую очередь к таким породам относятся ель и кедр, их очень часто используют в производстве для изготовления верхней деки, а также отдельных частей пианино и смычковых инструментов.
Массив и ламинированные элементы
При выборе дерева также следует помнить и о различных технологиях изготовления элементов гитары. Так, на сегодняшний день при производстве акустических гитар используется массивная древесина, а также ламинированные «сэндвичи».
Массив хорошей древесины обычно обеспечивает максимально глубокое и объемное звучание, демонстрируя широчайший частотный охват. Инструменты с элементами из массива сложнее в производстве из-за особенностей технологии, а также имеют более высокую стоимость. Массивную древесину спиливают особым способом, после чего тщательно сушат и раскраивают в специальных условиях.
Ламинированные элементы – это слоеные конструкции с более толстым шпоном сверху и снизу, а также тонкими спилами между ними. Обычно такие конструкции обеспечивают менее полное и объемное звучание, но у них есть свои плюсы:
- Более низкая стоимость;
- Возможность добавить в качестве верхнего шпона уникальные спилы экзотической древесины, которые не сильно увеличивают стоимость гитары, но делают ее внешний вид более эстетически привлекательным;
- Большая устойчивость к перепадам влажности и температуры.
Почему акустическая гитара начинает с годами звучать лучше?
Сразу отметим, что это касается далеко не всех гитар – с годами может прослеживаться улучшение звучания в случае с гитарами из хорошего массива и с хорошей сборкой, а также исключительно при условии правильного ухода.
Но все же понятие «разыгранности» в случае с акустиками имеет место быть и объясняется вполне простыми физическими факторами. Так, древесина с годами становится более эластичной под действием постоянной вибрации гитарных струн. Также с годами изменяется и химическая структура дерева – естественная кристаллизация сахара в порах древесины аналогично увеличивает ее эластичность – из-за этого дерево становится более чувствительным к вибрации струн и со временем демонстрирует лучший резонанс.
Твердые породы дерева «разыгрываются» значительно дольше, но в результате дают более теплый и богатый звук. Так что в случае с акустическими инструментами охота за винтажными моделями гитар из хороших рук вполне оправдана – но не забывайте в первую очередь верить не статьям, описаниям и заверениям продавца, а своему слуху и голосу разума.
Как отличаются по звуку разные породы дерева?
Данная оценка носит достаточно субъективный характер и не претендует на истину в последней инстанции. Мы не учитывали различные суперэкзотические сорта дерева, которые используются в бутиковом производстве гитар. Не забывайте, что на звучание гитары помимо особенностей древесины оказывают влияние следующие факторы:
- Климатические условия сборки, сушки, хранения гитары, а также конкретная температура и влажность в том помещении, где вы слушаете инструмент;
- Комбинация различных типов дерева на верхней и нижней деке, в обечайке;
- Величина деки гитары;
- Конструкция пружин гитары;
- Особенности фурнитуры и струн гитары и многое другое.
Это мы в очередной раз напоминаем к тому, что любые оценки звука – субъективщина, поэтому, как говорится, доверяйте, но проверяйте.
Звуковая диаграмма по породам дерева
На диаграмме ниже вы увидите частотный диапазон различных популярных пород дерева. Слева изображены низкие частоты, справа – верхние. Визуально полный график – это схематически изображенный весь доступный для акустической гитары частотный диапазон.
Для лучше понимания рассмотрим пару примеров:
- Палисандр и ованкол, например, показывают объемное и богатое звучание с тяготением к низким частотам;
- Коа и клен, наоборот, обеспечивают более яркое и мощное звучание;
- Палисандр имеет небольшой «провал» в средних частотах – это делает его звучание мягким и бархатистым при всей глубине и объеме;
- Ованкол, напротив, дает более выпуклую и мощную середину;
- Коа со временем показывает все большее расширение диапазона в сторону низких частот – это показано пунктирной линией на графике.
Диаграмма дает самое общее представление о звуке дерева в сравнении между породами. Она не несет в своей основе каких-то статистических данных или научных обоснований – повторимся, что все данные основываются на личном опыте и субъективном восприятии.
Породы дерева для производства нижней деки и обечаек
Поговорим о породах дерева, которые нашли наиболее широкое применение в области изготовления нижней деки и обечаек.
Индийский палисандр
Характер звучания:
- Богатый тон со звонкостью в обертонах, длинный сустейн;
- Глубокие низкие частоты и мощные высокие, небольшой провал в средних частотах;
Прочная и очень популярная древесина для акустических гитар.
Вам стоит присмотреться именно к ней, если вы ищете объемный, но четкий звук с глубоким басом и различимыми высокими частотами. В целом это одна из наиболее популярных и универсальных пород дерева, которая подойдет для большинства стилей исполнения.
Тропическое красное дерево
Характер звучания:
- Мощная и пробивная середина, сфокусированное и напористое звучание без ярко выраженной звонкости высоких частот;
- Характеризуется высокой степенью контроля тона: звучание гитары из махогани можно четко контролировать от мягкого и бархатистого до хлесткого с помощью регулирования атаки;
- Менее богатый и более «узкий» по сравнению с палисандром;
- Отлично подойдет для музыки, в которой акустической гитаре нужно забирать внимание слушателя на себя.
Выбирайте красное дерево, если вам нужен серединистый мощный звук и полный контроль отдачи вашей гитары.
Клен
Характер звучания:
- Ровный, прозрачный звук, восприимчивый к особенностям игры музыканта;
- Сфокусированное звучание и быстрое затухание – отличный вариант для тех, кому нужен звук, прорезающий микс;
- Сочетание с более «теплыми» породами дерева позволяет добиться прекрасной комбинации глубины и кристальности звучания – этим уже многие десятилетия пользуются различные производители гитар, создавая универсальные модели гитар.
Вам подойдет клен, если вы исполнитель фольк-музыки, кантри и других стилей, где особо важна яркость звучания и его динамика, а не глубина и сустейн.
Современные виды дерева
На сегодняшний день в индустрии выросла популярность и относительно новых пород древесины (точнее тех, которые ранее не использовали в гитаростроении), которые имеют схожие тональные характеристики с классическими породами.
Сапеле
Характер звучания:
- Неплохая альтернатива красному дереву с бОльшей выраженностью высоких частот;
- Плотное сбалансированное звучание;
- Универсальный тон для любых стилей.
Общая сбалансированность делает сапеле отличным выбором для тех, кто ищет универсальное звучание. В целом, данная древесина по характеристикам очень похожа на красное дерево, но сапеле имеет более яркие высокие частоты и более низкую стоимость.
Черное дерево
Характер звучания:
- Мощное звучание с пробивной серединой. Сухой и чистый тон, в чем-то схожий с коа и красным деревом;
- Высокие частоты выражены слабее низких, но имеют яркое и заметное звучание.
Ованкол
Характер звучания:
- Порода дерева из Африки, во многом схожая по характеристикам с палисандром;
- По средним частотам наблюдается большая выраженность, чем у палисандра.
Еще один пример достаточно универсальной породы с многогранным и объемным звучанием. Дополняет все ее характеристики довольно низкая цена.
Экзотические породы древесины
Помимо изящного внешнего вида, такие породы дерева еще и добавляют изюминку в звучание вашего инструмента.
Гавайский коа
Характеристики:
- Имеет причудливый и запоминающийся внешний вид;
- Плотная и твердая порода, по звучанию в чем-то схожая с палисандром;
- С годами при правильном уходе показывает расширение частотного диапазона в сторону низких частот.
Коа подойдет тем, кто помимо звуковых качеств ценит в инструменте и эстетическую сторону. Несмотря на достаточно ощутимое превосходство в звучании средних частот, с годами звучание коа становится все более глубоким за счет постепенного усиления низких частот в общей палитре звучания.
Макасар
Характеристики:
- Плотная порода с ярким и сфокусированным звучанием, очень чистым и громким;
- При всей «колокольности» показывает хороший баланс и по низким частотам. При этом середина немного провалена;
- Хорошо показывает себя при чередовании динамики игры: из-за баланса частот позволяет добиваться как мягкого бархатистого, так и агрессивного пробивного звучания.
Макасар идеально подойдет тем, кто играет пальцевой техникой – данная порода максимально полно раскроет всю динамическую палитру звучания и даст возможность четко управлять звуком с помощью изменения атаки.
Ламинированное дерево и акустические гитары
Производство инструментов с нижней декой и обечайками из ламинированной конструкции – это более дешевый, быстрый и, что немаловажно, экологичный вариант. При изготовлении ламинированных элементов получается значительно меньше отходов: их количество примерно в 8 раз ниже. При этом сегодня слоеные конструкции обладают практически такой же надежностью, как и массив – если конечно вы не планируете играть под дождем или купаться с гитарой.
Помимо этого, использование технологии ламинирования позволяет создавать дополнительные конструктивные вариации: например, делать нижнюю деку слегка выгнутой для обеспечения большей жесткости конструкции, комбинировать разные варианты древесины для обеспечения богатого звучания и привлекательного внешнего вида и т.д.
Дерево для производства верхней деки
Верхняя дека является одним из самых важных элементов гитары – именно она первой «чувствует» вибрацию струн и формирует основу будущего звучания инструмента. На сегодняшний день в индустрии гитаростроения распространены десятки вариантов древесных пород для изготовления верхней деки акустической гитары – мы расскажем о наиболее популярных.
Ситхинская ель
Характеристики:
- Подавляющее большинство гитар имеет деку именно из такой ели: она прочная и упругая, имеет доступную цену и отлично резонирует;
- При свой прочности ель очень легкая – благодаря этому она крайне отзывчиво реагирует на колебания струн;
- Обеспечивает широчайший частотный диапазон без провалов и перекосов в сторону отдельных частот;
- Универсальная и подойдет для любых музыкальных жанров.
Стоит отметить, что ситхинская – далеко не единственная ель, которая используется в гитарной индустрии. Однако именно она наиболее популярна из-за своей цены, распространенности и простоты в обработке.
Ель Лутца
Характеристики:
- Гибридный вид – выведен натуральным путем из ситхинской и белой ели;
- Обеспечивает более глубокое и громкое звучание;
- Ель Лутца уже имеет определенный подъем в области средних частот, благодаря чему звучание гитары становится более насыщенным.
Отличный выбор для тех, кто является солирующим исполнителем, обладает одной из главных ролей в группе или имеет мощную атаку.
Западный красный кедр
Характеристики:
- Меньшая плотность по сравнению с елью;
- Мягкость породы обеспечивает более плавное звучание, благодаря чему кедр прекрасно подойдет для сдержанной медиаторной игры или пальцевой техники;
- Кедр часто используется на гитарах с нейлоновыми струнами, так как они создают меньше колебаний и идеально сочетаются с данной попродой.
Твердые породы дерева и верхняя дека акустической гитары
Использование твердых пород дерева обеспечивает легкую натуральную компрессию: звучание гитары становится более равномерным и мягким, его легче контролировать.
Красное дерево в верхней деке обеспечивает мощный основной тон, который звучит сфокусированно и очень ровно даже в случае с агрессивной атакой.
Коа дает похожие эффект – но имеет больше звона и чистоты в верхнем диапазоне. Лучший выбор для активных музыкантов, которые играют динамично и напористо.
Дерево для накладки грифа
В сфере изготовления акустических гитар сложились в целом схожие традиции с производством электрогитар. В качестве накладки используются плотные и надежные породы дерева, которые надежно удерживают ладовые пластины, не стираются, и добавляют дополнительную окраску в атаку.
Наиболее распространенный вариант – черное дерево. Также широкое распространение получило использование палисандровых накладок, в дешевых моделях гитар часто используются композитные недорогие материалы.
Технологии сбора древесины, ее раскройки и хранения, технологии производства гитар ежегодно совершенствуются – сегодняшние инструменты из уникальных пород дерева стоят уже не так дорого, как 20-30 лет назад. Поэтому и информация о звучании и использовании тех или иных пород древесины устаревает – именно поэтому мы еще раз напоминаем, что выбирать инструмент нужно не по статьям в интернете, не по видеороликам или советам друзей.
Каждый инструмент, как и каждый музыкант – это индивидуальность, именно поэтому 90% вашего решения должно зависеть исключительно от того, что вы слышите и чувствуете во время тестирования гитары. Слушайте каждый инструмент, рассмотрите его, узнайте его историю и характеристики, будьте внимательны и доверяйте своей интуиции!
Материал подготовлен специалистами интернет-магазина Струнки.ру: