Найти в Дзене
Remont1969

Французские тачанки. Automitrailleuse Panhard-Genty. 1904. Первая боевая машина для Африки.

Выбирая из трех определяющих свойства бронетанковой техники факторов - скорость, огонь и броня, французы решили на своей первой боевой машине пожертвовать броней. Получившийся пулеметный автомобиль даже производился серийно и условно назывался - Automitrailleuse Panhard-Genty. Automitrailleuse Panhard & Levassor (Automitrailleuse Panhard-Genty)/Пулеметный автомобиль на шасси Панар-Левассор Страна Франция Производитель Шасси Panhard & Levassor Годы производства 1904-1911 Кол-во построенных 6 Экипаж 3 Вооружение - La mitrailleuse Hotchkiss Modèle 1900 Бронирование: - Сухая масса, 1100 ru Двигатель ДВС, 24 л.с. Помучившись с бронированным автомобилем на шасси Charron, Girardot et Voigt, французы не долго расстраивались. Учитывая опыт испытаний броневика Шарон, они начали все сначала. Два главных недостатка бронеавтомобиля Шарон:перегруженность шасси и слабый двигатель устранили просто - убрали броню и взяли шасси с более мощным двигателем. Уже в 1904 году по проекту капитана Жанти
Фотография взята из zonwar.ru
Фотография взята из zonwar.ru
Выбирая из трех определяющих свойства бронетанковой техники факторов - скорость, огонь и броня, французы решили на своей первой боевой машине пожертвовать броней. Получившийся пулеметный автомобиль даже производился серийно и условно назывался - Automitrailleuse Panhard-Genty.

Automitrailleuse Panhard & Levassor (Automitrailleuse Panhard-Genty)/Пулеметный автомобиль на шасси Панар-Левассор

Страна Франция

Производитель Шасси Panhard & Levassor

Годы производства 1904-1911

Кол-во построенных 6

Экипаж 3

Вооружение - La mitrailleuse Hotchkiss Modèle 1900

Бронирование: -

Сухая масса, 1100 ru

Двигатель ДВС, 24 л.с.

-2
Помучившись с бронированным автомобилем на шасси Charron, Girardot et Voigt, французы не долго расстраивались. Учитывая опыт испытаний броневика Шарон, они начали все сначала. Два главных недостатка бронеавтомобиля Шарон:перегруженность шасси и слабый двигатель устранили просто - убрали броню и взяли шасси с более мощным двигателем. Уже в 1904 году по проекту капитана Жанти (Genty) испытывалась новая боевая машина - Пулеметный автомобиль на шасси Панар-Левассор - Automitrailleuse Panhard-Levassor.

Капитан Жанти (Genty), был одним из офицеров французской армии, который работал в военной комиссии, которая с 1900 года изучала вопрос закупки автомобилей для нужд французской армии. Офицер не только интересовался новой техникой, но и активно предлагал варианты ее использования в строевых частях. Отлично представляя возможности французских и автомобилей, офицер предложил один из них пулеметом по собственному инициативному проекту. В качестве шасси был выбран один из лучших на тот момент автомобилей - Panhard & Levassor 24CV. Эта машина по сравнению с другими "конкурентами" имела большой дорожный просвет, хорошее соотношение мощности и массы, моментый двигатель объемом 5 313 cm3. По сравнению с шоссейными воутюретками, которые составляли основную массу автомобилей на дорогах, 28-ми сильный Панар выглядел как настоящий внедорожник.

Фотография pro-tank.ru
Фотография pro-tank.ru

Боевое отделение размещалось на месте заднего сиденья. Тяжелый пулемет Гочкисс мог устанавливаться на один их двух шкворней: между за передним рядом сидений для стрельбы вперед и сзади для ретирадной стрельбы. Для стрельбы из пулемета назад пулеметчик пересаживался на специальное жесткое сиденье, расположенной спиной к водителю. Сиденье второго номера расчет свободно поворачивалась для удобства обслуживания пулемёта. Возимый боекомплект к 8-мм пулемету Гочкисс включал 2160 патронов, в девяти патронных коробках. Дополнительно автомитральеза комплектовалась станком-треногой для стрельбы с земли. Два году ушло на согласование технических условий и заводские испытания. В 1906 и 1907 годах машину уже направили на войсковые испытания в рамках учений совместно с пехотой, в том числе и для отработки приемов тактического взаимодействия. Франция как никогда была близка к внедрению машин в серию.

-4

В 1907 году главнокомандующий войск в Морокко запросил пулеметный автомобиль в свое распоряжение для патрулирования дорог и оказания психологического давления на арабов . Машину отправили в Африку, где она себя отлично показала. Капитан Жанти все время находился в Марокко, наблюдая за её эксплуатацией. В итоге, когда возникла идея усилить группировку в Париже без него провели тендер на поставку машин, который выиграла фирма Клеман-Байяр (Clément-Bayard). Тендер проводился видимо, как и все тендеры во все времена на госпоставки. После приемки шасси выяснилось, что шасси Клеман-Байяр, подходя под требования документации, не соответствуют требованиям военных. Более длинные и тяжелые с меньшим дорожным просвет и слабой рамой машины совершенно не годились для применения их в боевых условиях. Тем не менее две машины Clément-Bayard все-таки направили в Марокко, даже плохие пулеметные машины это лучше чем никаких. Но в июне 1909 года военные заказало две машины на шасси Панар-Левассор, тендерную документацию к закупке уже писал сам Жанти. В 1911 году для Морокко была куплены военным ведомством три машины на шасси Панар-Левассор обр 1904 года. Общий выпуск с 1904 по 1911 год Automitrailleuse Panhard-Genty составил 6 единиц.

Фотграфия zonwar.ru
Фотграфия zonwar.ru

В 1913 году фирма Panhard & Levassor показала пулемётную машину в Санкт-Петербурге на автомобильной выставке. Хотя воевать никто пока еще не собирался, но запах пороха висел в воздухе. Французская фирма, не получив серьезных заказов от собственного ведомства, решила проверить рыночные перспективы у основного союзника - Российской империи. Но видимо невооруженная бронемашина не заинтересовала никого, кроме журналистов. А российские военные уже понимали, что под огнем противника таким машинам без брони делать нечего.

фото: https://autoreview.ru/articles/gruzoviki-i-avtobusy/anaconda
фото: https://autoreview.ru/articles/gruzoviki-i-avtobusy/anaconda

И хотя с момента первого испытания Automitrailleuse Panhard-Genty прошло почти 10 лет, и в 1913 году она была новинкой, не обделенной вниманием прессы. Так в описании стендов выставки на одной странице было рассказано о пулеметном автомобиле от фирмы Панар-Левассор и специальной санитарной машины от богемоского завода Лаурин и Клемент.

фото: https://autoreview.ru/articles/gruzoviki-i-avtobusy/anaconda
фото: https://autoreview.ru/articles/gruzoviki-i-avtobusy/anaconda

Не прошло и года, как в 1914 году на шасси Panhard & Levassor 24CV, почти идеально подходящем для использования в качестве основы для создания боевой машины, была построена еще одна, на этот раз уже бронированная Автомитральеза.

Источник:

https://autoreview.ru/articles/gruzoviki-i-avtobusy/anaconda

http://pro-tank.ru и http://zonwar.ru