Найти в Дзене
ПетроПрогноз: история+

11 августа 1918: памятник Иуде Искариоту в Свияжске? Часть 2

Лев Троцкий, август 1918. Выступление на митинге с крыши вагонав поезда
Лев Троцкий, август 1918. Выступление на митинге с крыши вагонав поезда

Первую часть статьи смотрите здесь:

11 август 1918: памятник Иуде Искариоту в Свияжске? Часть 1

Некоторые источники содержат сведения об открытии памятников Иуде также в г. Козлове (ныне Мичуринск) и Тамбове [Б. В Сенников, Б. С. Пушкарев. "Тамбовское восстание 1918—1921 гг. и раскрестьянивание России 1929—1933 гг" ("Посев", 2004)], [О. Ю. Васильева, П. Н. Кнышевский. Красные конкистадоры. «Соратник», 1994]. «Известия Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов» №140 (333) от 25 июня 1919 года со ссылкой на белогвардейскую газету сообщили об открытии памятника Иуде в Тамбове — при этом без опровержения и без комментариев.

Напомню, что мои комментарии к известным фактам и событиям — это лишь мои оценочные суждения и я не считаю себя выразителем "абсолютной истины".

Итак, в 1918-21 гг ошалевшие от свалившейся на них власти и захлебываясь в крови, большевистские вожди не скрывали свое истинное лицо-личину разбойников антихриста — так называли их иногда в те годы.

Чтобы понять психологическую подоплёку всего этого действа, надо понимать еще степень ненависти Ленина и Троцкого к православию и Церкви. Каково было состояние психики большевистских вождей летом 1918 года? — Положение отчаянное, эмоции запредельные (Ленин в июле 1918 года "белый как мел" был). Не забывайте также, что в августе 1918-го еще и месяца не прошло со дня зверского убийства царской семьи, которое повязало большевистскую верхушку кровью невинных женщин и детей. Нельзя недооценивать все эти подсознательные мотивы и сверхнапряжение всех эмоций большевистских лидеров летом 1918-го , когда они захлёбывались в крови и власть их висела на волоске.

Цитирую из «Красного сада» датского журналиста Х. Келлера (Kehler Henning), слова Троцкого на том митинге, при открытии памятника Иуде в Свияжске (перевод с английского мой):

<<Он был в экстазе, с горящим пристальным взглядом, и говорил о часе возмездия, об угнетаемом апостоле диктатуры пролетариата, о братстве и «Интернационале». "Я несу вам послание", — он сказал, и положил руку себе на грудь, "я несу грех всех времён. Во мне — правда. Разве вы не узнаёте меня? Я — спаситель нашего времени. Я — он," говорил он. Без сомнения, он мог думать так. Человек был безумен. Он думал, что он был Иудой.>>

А вот как описал открытие памятника со слов очевидцев писатель-эмигрант А. Вараксин в вышедшей в Берлине в 1923 году книге «Дорогами российской смуты»:

<<В сопровождении трех латышей и какого-то верзилы председатель РВС Троцкий бодро поднялся на пригорок. На лугу уже стоял поданный с буксира легковой автомобиль с открытым верхом, поглазеть на который и собирался народ – роскошь, невиданная для этих мест. Поперёк машины положили доску, на которую взобрался сам наркомвоенмор, ястребиным взглядом окинул собравшихся, коих было немного, и начал речь:

«Граждане Свободной России! Сегодня на этом острове, где попы и эксплуататоры всех мастей веками морочили головы трудовому народу, мы открываем памятник первому в истории бунтарю, первому революционному протестанту – Иуде Искариоту. Пусть вас не смущает фигура этого библейского персонажа, поскольку революционный протест родился уже в древности...»

Прокричав «Да здравствует мировая революция!», – закончил. Свернули брезентовый чехол, и взору присутствующих предстал тщедушный гипсовый истукан в рубище, с искаженным злобной гримасой лицом, потрясавший кулаком в небо.
Матросы и латыши нестройно захлопали.

«Всё ли понятно трудящимся?» – обратился к толпе высокий человек в шинели, командарм П.Славен.

«Без сапог что ли ходил?» – робко спросил кто-то из толпы. Тут все заметили, что истукан как бы бос.

«Что ему сапоги – Христа продал! Господи прости!» – выдохнул кто-то в толпе.
Народ начинал роптать, старухи крестились…>>

[Журнал КАЗАНЬ, №2-3, 2000 г. , стр.130 "Как это было"]

В тексте А. Вараксина есть подробности, которых нет у Х. Келера. В частности, относительно самого памятника в описании А. Вараксина есть такая деталь: памятник был установлен на сколоченной из досок и выкрашенной суриком тумбе. Я отмечаю эту деталь потому, что одна из доживших до 1990-х годов старушек, подтверждавших факт установки памятника, настаивала на том, что памятник был деревянный. Фамилия старушки — Курашова (http://ondryushka.livejournal.com/54324.html ). Со слов одного из давно работающих в Свияжске местных гидов, для старожилов Свияжска существование памятника Иуде является фактом. Разночтения относительно материала — девочка (Курашова) могла и не понять — гипсовый памятник или деревянный.

В тексте А. Вараксина, в отличие от книги Х.Келера, упоминается ещё (как участник митинга на открытии памятника) командарм П. Славен, который действительно принимал участие в боях за Казань в то время.

Критики публикаций об установке памятника Иуде в Свияжске выдвинули также гипотезу о том, что миф о памятнике Иуде в Свияжске мог появиться среди малограмотных местных жителей после установки в этом городе памятника комбригу Яну Юдину, который погиб под Казанью 12 августа 1918 года. Однако этот памятник стоял ещё и в 1961, и в 1997 годах, о чём свидетельствуют постановления Совета министров ТатССР и Кабинета министров Республики Татарстан об охране памятников (см. следующие документы 1. СМ ТаССР от 13.01.1961 № 21 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры Татарской АССР, 2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 июля 1997 г. № 599)

Продолжение смотрите здесь:

Полемика вокруг памятников Иуде времён Гражданской войны