Ответ на детскую загадку – что тяжелее: килограмм пуха или килограмм железа не так однозначен – если смотреть с точки зрения логистики. Там есть понятие «объемный вес». Измеряется он тоже в килограммах. Но весы в его определении – не помощники.
Грузовая машина, вагон, багажное отделение самолета, морской контейнер могут вместить определенный объем. А груз может быть легким, но объемным (подушки, мягкие игрушки и тд). Или напротив – небольшим, но очень тяжелым (металлические зап.части и тд). Поэтому чаще оплачивается перевозка по объему, который занимает в пространстве груз (хотя если фактический вес больше объемного, стоимость рассчитывают по нему) – это нужно понимать, чтобы не получить неприятный сюрприз в виде куда большего счета за перевозку, чем рассчитывал.
То есть объемный вес – это габариты грузы. Существует формула для его расчета. Надо умножить высоту предмета на его ширину и длину. А полученный результат разделить на делитель. И тут появляются нюансы: стандартные он-лайн калькуляторы часто приводят в качестве делителя – условной величины – 5000. Эта цифра основана на том, что в одном кубометре 200 килограммов. По таким данным работают, к примеру, UPS и DHL. Но другие транспортные компании имеют свой коэффициент. Бывает и 6000. Бывает 4000 – скажем, у TNT Express для международных авто и авиаперевозок (делитель в 4000 часто используют в Великобритании). Делители также могут меняться исходя из характера груза – скажем, при перевозке драгоценностей – золота, камней, антиквариата и прочего.
То есть самому, навскидку, можно определить порядок суммы. За точными расчетами лучше обращаться к специалистам. Они же могут подсказать, каким способом лучше отправить груз.
Очевидно, что отправлять синтепон или пенопласт и другие объемные грузы самолетом – не лучшее решение. Цифры говорят за себя. В воздушных судах перегрузка или неправильное размещение товара грозят катастрофой. Вагоны к ним не прицепишь, место ограничено. За его заполнением следят пристально. Поэтому на каждые 10 килограммов физического веса в самолетах приходятся примерно 500 веса объемного (зависит от авиакомпании). Все округления при замерах диспетчером идут, естественно, в пользу авиакомпании. С учетом зазоров между упакованными объектами, выходит, что перевозка небом выйдет объемного груза в 5 раз дороже. То есть если масса предмета в одном кубическом метре меньше 167 килограммов – груз объемный. Ему дорога по земле или воде.
По земле же едут тяжелые грузы – так называемого первого класса – песок, уголь, руда – отправляются по железной дороге, поясняет генеральный директор ООО «РусТранс», член ACEX в Москве, Олег Дегтярев:
"Стоимость перевозки будет зависеть от маршрута, веса и, конечно, класса груза. Существуют крытые вагоны, полувагоны, цистерны. В крытых вагонах бывают отправки сборного груза – когда в один вагон попадают товары от разных клиентов. Но чаще выкупается целый вагон. То есть брать целый, а заполнять наполовину – невыгодно. Поэтому чаще везут массовые грузы, которые гарантировано заполнят объем – песок, полиэтилены, пиломатериалы. Таких мы перевозим миллионы тонн в год. Бывают более дорогостоящие сами по себе грузы – оборудование. Но тут, скажем, 500 км с углем или с оборудованием по стоимости отличается в 3 раза."
То, что отправляется по железной дороге, обычно можно перевезти и автотранспортом. В них плюсом является большая вариативность машин, поясняет специалист по мультимодальным перевозкам компании ACEX в Москве Александр Леонтьевский:
"В автоперевозках больше вариаций. Есть сборные грузы – когда в фуре едут товары разных компаний. То есть можно везти одну или две паллеты, скажем. Или прямые машины – такие заказываются под конкретный объем груза. Плюс позволяют соблюдать температурный режим. И прямая доставка, что очевидно, более оперативна. Существуют машины до 3, 5, 10 тонн и так далее – можно заказать хоть фуру, и загрузить на треть. Но тогда придётся платить за воздух. Так что лучше подбирать под груз, срочность и так далее."
Морские перевозки – самые дешевые. Но едут дольше всех. Плюс неважно – заполнен контейнер на половину или три четверти – платишь ты за целый, уточняет коммерческий директор ACEX Новороссийск Денис Бобраков. Компания занимается перевозками через порт Новороссийска:
"Морем едет всё – от кафельной плитки до алкоголя и объемного оборудования. Основные виды это 20-футовые и 40-футовые контейнеры, То есть они отличаются объемом – 33 и 76 кубометров соответственно. Хотя грузоподъемность у них примерно одинаковая – примерно 27 и 28 тонн. Но линии продают не по весу – ставка всё равно идёт за контейнер (исключения бывают в некоторых странах – там могут применить надбавку на 20ти футовые, если вес контейнера свыше 18 тонн). При этом мы всё-таки стараемся, чтобы если контейнер дальше поедет автотранспортом, соблюдался минимальный проходной вес для автоперевозок – 24 тонны для 20-футового контейнера и было равномерное распределение груза в контейнере. Тогда его не нужно вскрывать, только погрузить на автотранспорт. То есть риски порчи, потери или кражи минимизируются. Этот вариант мы рекомендуем нашим клиентам."
Но и на твердой земле не стоит забывать об объемном весе. Подводные камни в том, что эта цифра считается, грубо говоря, по воображаемому параллелепипеду. Без каких-то оговорок. Скажем, надо перевезти торшеры. Казалось бы – тонкая ножка, расширяется снизу – на основание – и сверху – на абажур. Но платить придется и за воздух вокруг этой ножки – ведь вписываем в параллелепипед. То есть дешевле получится, если разобрать торшеры. Ножки сложить отдельно. А абажуры один в другой. Такой ход могут подсказать знающие специалисты. Другая хитрость – прессовка груза – это касается объемных предметов, которые можно умять без ущерба – одеял, мягких игрушек и тд.
Впрочем, эксперты говорят: было бы что везти, а уж чем и как лучше и выгоднее – грамотный специалист всегда подскажет.