Найти тему
История: факты и мифы

Танки и танкисты

Оглавление

Бронированные гусеничные машины стали главной ударной силой во время второй мировой войны.

«Несмотря на толстую внешнюю броню, экипажи танков были очень уязвимы»

Благодаря мощным ударам бронетанковых войск армия Германии смогла добиться впечатляющих успехов в первые годы Второй мировой войны. При умелом использовании сконцентрированные на одном направлении танки пробивали любую оборону.

Танка Т-34 с экипажем
Танка Т-34 с экипажем

При этом, несмотря на мощную броню, они были очень уязвимы. Повреждение гусеницы обездвиживало машину, превращая её в огромную мишень для артиллерии. Поэтому смертность среди членов танковых экипажей была очень высока.

Пробуждение

Танкисты редко поднимались позже шести утра. Ежедневное обслуживание механизмов, а также обязательные тренировки под руководством младших командиров отнимали много времени.

Гигиена

Промасленные и перепачканные комбинезоны танкистов, а также неизбежная при передвижении таких железных монстров пыль не позволяли солдатам мечтать о чистой униформе. А во время наступления о гигиене и вовсе приходилось забыть.

Гауптшарфюрер СС дивизии СС «Wiking»
Гауптшарфюрер СС дивизии СС «Wiking»

Тренировка

Видимость из танка минимальная. А без поддержки пехоты бронированные машины не могут закрепить успех после прорыва обороны. Поэтому большое значение придавалось умению экипажей не только точно стрелять, но и слаженно атаковать в группе, а также чётко взаимодействовать с другим родами войск. Огромное значение в бою имела оперативная связь. Роль радиста в танковом экипаже была очень важна.

Обслуживание

Техническое обслуживание машины было ежедневной рутинной обязанностью любого танкового механика. Потому что заглохший во время боя двигатель, проблемы с приводом или заклинивание поворотного механизма башни могли превратить танк в лёгкую добычу для вражеской противотанковой артиллерии.

-3

Битва

Обычно экипаж танка состоял из четырёх или пяти человек. В бою они подвергались примерно равной опасности. Спастись из подбитого, а уж тем более горящего танка было очень затруднительно. Но самыми уязвимыми обычно становились те члены экипажа, кто размещался в башне.

Ремонт

Танки — очень дорогие и ценные объекты. Поэтому даже подбитую в бою машину полагалось эвакуировать с поля боя при первой же возможности. Из двух выведенных из строя танков, как правило, можно было собрать одну пригодную для продолжения службы машину.

Передвижение

При самостоятельном движении по дорогам танки очень быстро выходили из строя. Переброска машин во время перегруппировки войск, как правило, осуществлялась по железной дороге.

Сон

-4

При активной боевой операции расcчитывать на нормальный сон не приходилось. А сами танки с трудом можно считать образцом комфорта для экипажа. Поэтому нередко можно было наблюдать картину, когда танкисты спали прямо на земле около своего стального монстра.