Официальная статистика
Сравнивать есть с чем. На начало 1941 года численность населения Ленинграда была около 3 млн. человек. Доля нетрудоспособного населения (включая стариков и детей) была довольно высокой. Город располагал лучшей медицинской и санитарной службой в стране
Но есть и более страшные цифры. Более 600 человек было осуждено за каннибализм в феврале 1942, более тысячи – в марте. Это далеко не полные данные.
Подводный трубопровод
Седьмая симфония
Борьба с «зажигалками»
Всем известно, как горожане боролись с зажигательными бомбами с напалмом, что тысячами сбрасывались на город. Практически в каждом художественном фильме, посвященном Ленинградской блокаде есть сцены, где женщины и подростки скидывали эти горящие факелы с крыш, чтобы их погасить в песке.
Только в первый месяц блокады покрытия крыш общей площадью почти 19 млн. кв. м. были обработаны суперфосфатной огнеупорной «мазью». Эта работа и постоянные дежурства, организованные самими жителями на крышах своих домов, помогли спасти город от такого огромного количества разрушительных пожаров.
После таких дежурств осталось немало ослепших детей. В большинстве своем это были мальчишки, которым нипочем была техника безопасности, категорически запрещавшая прямо смотреть горящие бомбы.
Кошачий подвиг
Между прочим, цена на котенка было 500 рублей. Это в десять раз дороже, чем кг хлеба, купленный с рук. В помощь ярославским кошкам были выписаны сибирские, так называемый второй «призыв». Только после этого грызунов удалось одолеть, а запасы измученных ленинградцев спасти. Именно за этот их подвиг в Ленинграде установлен памятник кошкам.
Умереть от голода рядом с запасами хлеба и картофеля
Ленинградский Всесоюзный институт растениеводства, созданный Вавиловым, имел коллекцию семян, богатейшую в мире, а это более 100 тыс. образцов разных растений. В блокадном городе, где не было света и постоянные перебои с отоплением, ценой невероятных усилий сотрудники института сумели обеспечить сохранность своей коллекции.
Даже крысы и расхитители, проникавшие через разбитые окна здания, не смогли нанести коллекции ощутимый урон. Вировцы умирали голодной смертью, но отказывались рассматривать как еду настоящие богатства, запасы злаков и картофеля, которые они сохраняли. Летом им даже удавалось что-то посеять, хоть артобстрелы не прекращались.
Надеюсь на ваш лайк и подписку за мои старания