Разбираем, чем вдохновлялись костюмеры фильма и насколько точно им удалось угадать модные тенденции будущего.
Если вы дитя 80-х, с большой уверенностью можно предположить, что в детстве вы бегали по двору, держа в руках коробочку с осколком бутылки или странной конструкцией из фольги и кричали: «Алиса, миелофон у меня!». В то время как их американские сверстники мечтали о лазерных мечах и костюме Дарта Вейдера, советские дети фанатели от робота Вертера и не могли пройти мимо заброшенного деревянного дома, не проверив, нет ли в нем портала в миллениум. Имя Алиса — так звали главную героиню фильма «Гостья из будущего», попавшую из будущего в обычную московскую школу, чтобы спасти тот самый миелофон из рук космических пиратов, любящих пить самый обычный кефир, — стало одним из самых популярных для новорожденных девочек того времени, книги Кира Булычева сметали с полок книжных магазинов, а неземной красоты сотрудница института времени Полина стала олицетворением моды будущего для целого поколения женщин СССР.
Успехи СССР в покорении космических просторов породили настоящую волну любви к фантастическому кино и литературе. В кинотеатрах стояли очереди на фильмы «Москва – Кассиопея», «Через тернии к звездам» или «Семь стихий», каждый из которых по-своему представлял то, как будут выглядеть наши потомки через энное количество времени. Режиссер «Гостьи из будущего» Павел Арсенов (кстати, миелофон до сих пор стоит дома у его вдовы) потребовал от художника-постановщика Ольги Кравченя и художника по костюмам Валентины Олоновской оригинального взгляда на быт и одежду завтрашнего дня и даже попросил не смотреть зарубежные фильмы на эту тематику. Однако мода и вдохновение не знают границ, и в фильме сложно не заметить отголосков фильмов и журналов, чудом просочившихся под «железный занавес».
Костюмерам удалось раздобыть какой-то секретный материал, который разрабатывался для космических полетов. Из него был сшит цельнолитой костюм без пуговиц и молний, в котором актер Евгений Герасимов изнывал от жары во время 12-часовых съемочных дней.
С формой советских школьников все сразу было понятно (кстати, именно в ней стилист Лотта Волкова открыла последний показ Vetements), а вот над костюмами взрослых, живущих в 2084 году, пришлось попотеть.
«Очень хотелось шить костюмы из совершенно новых тканей, но ассортимент был весьма ограничен, — рассказывает Ольга Кравченя. — Приходилось использовать технические ткани, которые никогда не применялись для пошива одежды. Это всевозможные сетки, рогожа, искусственная кожа. Всегда выручали крепдешин, разные тюли, шифон».
Тем не менее костюмерам удалось раздобыть какой-то секретный материал, который разрабатывался для космических полетов. Из него был сшит цельнолитой костюм без пуговиц и молний, в котором актер Евгений Герасимов изнывал от жары во время 12-часовых съемочных дней. Знал ли он, что прототипом для его образа стали киборги из итальянского фильма «Война роботов», неизвестно, но сходство соломенного каре и блестящего комбинезона неоспоримое. А в сезоне весна-лето 2016 в подобных серебряных нарядах дефилировали модели на показах Lacoste и H&M.
Наряды Полины придумывали специально под инопланетную внешность исполнительницы ее роли, модели Елены Метелкиной. Диковинную для Советского Союза красотку Булычев заприметил на страницах модного журнала и пригласил на роль инопланетянки Нийи в фильме «Через тернии к звездам». После съемок она вернулась на престижный в те годы подиум ГУМа, пока через пять лет ее снова не позвали на Мосфильм.
Олоновская не хотела одевать ее в банальный, безликий скафандр. «Тогда говорили, что в будущем нас ждет универсальная мода, стирающая границы между полами, но мне хотелось подчеркнуть, что этого не произойдет», — рассказывала художник. Именно поэтому мы видим Полину в подчеркнуто женственном, струящемся платье с юбкой солнце-клеш, которое, по мнению Олоновской, «создавало ощущение полета».
Примерно такими же фасонами прославился за десять лет до этого (до СССР все мировые тренды доходили с опозданием лет в десять) любимчик нью-йоркской тусовки дизайнер Рой Холстон, а этой весной их показали Boss и Michael Kors.
Роскошный наряд Полины в сцене в Космопорте, с одной стороны, выглядит вполне в духе сценических образов поп-звезд той эпохи: напуск, плиссировка, мерцающая ткань. Однако жесткий, футуристичный силуэт и стальной блеск в лучших традициях Pierre Cardin и необычный головной убор подчеркивают доступ героини к космическому универмагу, неведомому простым смертным из 84-го, если они, конечно, не модели
на показе Paco Rabanne.
И все же самым актуальным образом Полины стало металлизированное платье с графичным декором, объединившее сразу две тенденции этого сезона: 80-е и футуризм. Очень в духе триумфального второго показа Джея Дабл-Ю Андерсона для Loewe.
До 2084-го еще, конечно, далеко, но любой наряд из фильма «Гостья из будущего» вполне органично смотрелся бы на какой-нибудь модной тусовке сегодня, тем более что фантазии на тему будущего показали в своих коллекциях Louis Vuitton, Isabel Marant, Loewe и многие другие. Правда, стирания границ между полами избежать не удалось. Гендерная амбивалентность — один из главных трендов последних лет как в моде, так и в социуме. Хотя кто знает, за 70 лет еще много что может измениться. Тем более что экзотический мангостин, который после обжарки в петеяровом масле превратится в любимое блюдо Алисы Селезневой — брамбулет, теперь продается в любой «Азбуке Вкуса».