Найти тему
Руслан Зырянов

Потаенные обиды, затаенные желания. Обзор "Из нового мира (Shinsekai Yori)"

Вы любите обманываться в чем-то? Нет? А дважды? Трижды? Тем более?! Что ж, приготовьтесь к этому, поскольку «Из нового мира» не только не то, чем кажется на первый взгляд, но и разительно отличается от того, чем аниме действительно является… Слишком путано? К сожалению, так оно и есть.

Пятерка главных героев находит «нечто», переворачивающее их представление о мире с ног на голову
Пятерка главных героев находит «нечто», переворачивающее их представление о мире с ног на голову

Наше время. Благодаря одному очень страшному инциденту в Токио, а затем и по всему земному шару, было открыто существование так называемой «Силы», ментальной энергии, способной и вещи передвигать, и создавать непроходимые барьеры, и воздействовать на внутреннюю структуру организмов и неодушевленных предметов и т.п. Психокинез, впрочем, на благо не пошел. Осознав реальные возможности «Силы», одурманенные ее мощью обладатели стали реальной угрозой для человеческого сообщества: массовые убийства, грабежи, зашкаливающий уровень насилия…

Мы переносимся на несколько тысячелетий вперед, когда наша с вами цивилизация в привычном понимании перестала существовать. Используя в ограниченных количествах современные технологии (по большей части утраченные), люди будущего полагаются на «Силу» и строжайший контроль над ней. Тоталитарно-аграрное общество существует в ограниченных Барьером областях, соседствуя (точнее было бы контролируя) с разумными видами существ, бывшими животными, измененными под воздействиями утечки «Силы».

Первая помощь Сквиллера пришлась как никогда кстати. Никто же не знал, чем все обернется в последствии
Первая помощь Сквиллера пришлась как никогда кстати. Никто же не знал, чем все обернется в последствии

Чудно? Конечно! Оригинально? Скорее да, чем нет. Первоисточником оказалось даже не ранобэ, а полновесная рукопись. В 2008 году роман, написанный Юсукэ Киси, получил престижную литературную премию в области научной фантастики. Несколько позже было принято и решение об аниме адаптации этой книги.

Естественно, ни о какой раскадровке из манги речи не идет, и перенос на деле получился крайне сложным. Аниме даже не старается разжевать Вам какие-либо аспекты мира, в котором живут главные герои, правила, которые нельзя нарушать, или особенности, на которые стоит обращать особое внимание. Это лихой омут, в котором тонущий зритель не то что не получает руку помощи, а награждается дополнительным камнем на шею за свою любознательность. Столь недружелюбного повествования, если честно, давно не встречал. Но сможет ли сюжет как-то заинтриговать нас, если уж не получается с самим миром? Нет. Даже не постарается.

В подобных «сосудах» хранятся знания о старой цивилизации, но найти их очень непросто
В подобных «сосудах» хранятся знания о старой цивилизации, но найти их очень непросто

Сюжет в «Из нового мира» живет по своим сложным и суровым законам, не разделяющийся на арки или четкую логику. В самом аниме проходят годы, герои растут, но для зрителя проще ничего не становится. Чтобы ухватить основную суть приходится фильтровать огромное количество информации, определяя на глаз что же важнее для сюжета: «Сила», школа, обучающая новых членов закрытого общества, сами герои или бакэнезуми (те самые разумные существа).

Не помогает в восприятии и сам топ повествования. Он бесконечно тягучий, мрачный, меланхоличный, липкий к мимолетным деталям и, если можно так выразиться, обреченный с самого начала на не самый радужный финал. Это ощущается и в диалогах, и в мыслях самих персонажей, и в логике самого мира. Чем больше деталей открывается, тем полнее картина того, что истинный оплот сложившегося общества крайне хрупок и суров, поэтому представить в таком мире что-то позитивное или хотя бы недепрессивное очень сложно.

Священное таинство ограничивает «Силу» тех, у кого она проявилась впервые
Священное таинство ограничивает «Силу» тех, у кого она проявилась впервые

Бывает, что подобная атмосфера идет на пользу тайтлу. Он может выигрывать от слагаемого саспенса холодного ужаса или путешествия в один конец (когда-нибудь мы с Вами поговорим и про недавнюю игру «I Am Setsuna»). Но это явно не тот случай. Расплываясь в какой-то дымке, «Из нового мира» вроде бы и старается что-то поведать, но читать приходится исключительно по губам (этот элемент в принципе есть даже в самом аниме, вы читаете по губам на японском?)

Все вышесказанное верно вплоть до последних серий, когда измучившись, пройдя через все дебри условностей, Вы складываете в голове более-менее удобоваримую картину происходящего. А условностей немало: «смерть непохожим», психобастер с сибирской язвой, остатки древней цивилизации, Злодеи, Демоны, загадочные коты — Нэкодамаси, утечки «Силы», защитный гипноз, синдром Рамана-Клодиуса, синдром Хащимото-Аппельбаума, происхождение бакэнезуми и многое-многое другое! После финальной точки рождается еще больше вопросов, которые скорее риторические, но все же…

Раболепство бакэнезуми вначале даже умиляет, пока не открывает их истинная природа
Раболепство бакэнезуми вначале даже умиляет, пока не открывает их истинная природа

И если бы «Из нового мира» имело простую природу происходящего. Отнюдь, все очень сложно. На наших глазах разыгрывается действительно взрослая пьеса в трех актах (попрошу не путать с арками, о которых я говорил). Три стадии взросления проходят вместе с изменением настроений самого мира: от подавления агрессии (сексуальным путем, гипнозом или «рабством») и зарождения новых идей (см. запретных) до заката текущей цивилизации (войны угнетенных) и новой искры надежды (трансформация сознания главной героини). Впрочем, история упомянутой войны имеет и библейские корни. На ум сразу же приходят угнетаемый еврейский народ, Самсон и филистимляне. Грязная кровь, рабы от рождения и восстание хоть и перенесены в особой «реверсивной» форме, свою суть от этого никуда не теряют. Куда больше можно говорить о финальной серии, в которой окончательно стираются границы уже даже не черного/белого, а справедливого/несправедливого в мире, где главенство «Силы» не кажется таким уж осязаемым.

Растерянность и неоднозначность решающего момента передается и самим зрителям, тревожно осознающим комплексность и двоякость момента из разряда «Можно ли понять убийцу и принять его поступок?». Этим аниме окончательно отбрасывает даже предположения о сравнении его с мрачной сказкой для взрослых. «Из нового мира» периодически даже пестрит разнообразными научными медицинскими терминами, тем самым напрямую связывая свои правила с существующими сейчас. Это реалистичная в своей жестокости антиутопия, больно бьющая по носу беспринципностью и ужасной правдой.

До этого момента я еще ни разу не говорил о характерах главных действующих лиц: Саки, Сюне, Сатору, Мамору и Марии. Вообще наличие персонажей в этом аниме можно считать условным. Их присутствие легко заменяется на безликих кукол, следующих канве сюжета. И это, к удивлению, не проблема произведения. Особенность его структуры в том, что центральными лицами являются народы и их внутренние конфликты. Жернова событий перемалывают героев одного за другим, иногда даже вызывая к ним подобие отвращения (вспомните Сатору в самом начале), однако забытое слово «честь» присутствует даже в таком мире, хоть и не без оговорок, что выясняется аккурат к злополучному финальному эпизоду. И с этой точки зрения тесной привязанности к героям не возникает. Например, завершение истории Сюна воспринимается буднично, как и уход Мамору с Марией. Саки хоть и выделяется на их фоне, но чем именно она должна была «превзойти» Томико, главу Общины, не совсем понятно. Лидерские качества и человечность в самом конце проявил Кирамару, на минуту глава Хорнетсов (зверолюдей), но никак не Саки. Слишком уж безвольно она провела все эти годы, позволяя быть ведомой, хоть и прекрасно осознавая меняющийся мир.

Томико однажды уже остановила Злодея и видит в Саки способность к подобным свершениям
Томико однажды уже остановила Злодея и видит в Саки способность к подобным свершениям

А быть статичной в меняющемся мире опасно. Владимир Ильич со своими революционными формами был абсолютно прав. Забавно, но среди строк можно найти не только идеи Ленина. Возвращение к истокам (отречение в будущем техногенного общества) предсказывалось Руссо, а формулирование истин существования — Гете («Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой»). Фрейдизм наблюдается в подавлении внутреннего стремления к насилию через фрустрацию, а само название сериала обязано Девятой симфонии чешского композитора А. Дворжака «Из Нового Мира», написанной в 1893 г. во время визита в Америку по мотивам индейских и негритянских мелодий. Автор первоисточника с детства был поклонником музыки Дворжака и использовал ее в сюжете своего романа. Создатели аниме также включили фрагменты Девятой симфонии в музыкальное оформление сериала (вспомните мелодию из громкоговорителя).

Про сексуальный драйвер Фрейда я не слукавил. Влечение подавляет психосоматику вне зависимости от пола объекта
Про сексуальный драйвер Фрейда я не слукавил. Влечение подавляет психосоматику вне зависимости от пола объекта

Наконец, вернемся к самому началу обзора. При первом взгляде «Из нового мира» кажется нам фантастическим миром, живущим по своим правилам. Но нет — правила мира те же, люди и их «повадки» те же, меняются только условия существования за тысячи лет. Приглядевшись, видим антиутопический реализм. И снова обманываемся — в произведении полно аллегорий на вероятность существования души, небесной связи сущего и вообще меняющую реальность возможность «Силы». Для фантасмагории аниме слишком стройно и упорядочено, для футуризма — куда больше авангарда, но мало техногенного. Не стоит даже ориентировать сие произведение в координатах, типичных для аниме. Оно достаточно глубоко по содержанию и как морская раковина, скрывающая жемчужину, по форме. Но отталкивает зрителя в нем и то, и другое.

Вся особенность «Из нового мира» в том, что традиционного удовольствия от просмотра вы не получите. Тревогу, внутреннее напряжение и дискомфорт — сколько угодно. Главное — язык не поворачивается назвать аниме плохим или неудавшимся. Его призыв к вдумчивости проводимой политики, социальным реформам и обращению с наследием крайне важен на рациональном поле, отсюда и тон обзора соответствующий. Поднимаемые проблемы слишком важны, чтобы их игнорировать, но о том КАК их представлять на суд массового зрителя, нужно было задуматься. Как фестивальное кино, обсуждаемое в кулуарных беседах, «Из нового мира» идеально вписывается в любую программу кинопоказа, как продукт массового потребления — отвергается с самого старта.

А вот на таком трехдисковом Blue-ray издании поставляются физические копии сериала. Хотеть!
А вот на таком трехдисковом Blue-ray издании поставляются физические копии сериала. Хотеть!

Оставляю Вас наедине с саундтреком «Из нового мира»: загадочным, непостоянным и чем-то тревожно-подсознательно отталкивающим.

P.S. Второй эндинг заблокировали в ВК, так что он идет отдельным видео.

Текст обзора предоставлен проектом AniRaccoon - Озвучка Аниме | AMV | Новости. Мы привносим хорошее настроение в Ваши жизни; хотя бы на время серии любимого аниме!

-9