Отшумел наш праздник. Юбилей района. О мероприятии самом не буду. Оно было масштабным, массовым....И хватит. Хочется подробнее об одной классной задумке. В этот год традиционные юрты - а мы - Хакасия. Потому юрты, часть нашей культуры. потому, как праздник, так на полянах вырастает целый городок из хакасских юрт. Но нынче традиционные юрты были не совсем традиционными. Каждый сельсовет представлял в них- одну из народностей живущих в районе.
На все народности ясно юрт не хватило. Юрт - восемь по числу районов, а народностей - 53. Но всё же...все же было от чего глазам разбежаться. Когда летишь в юрту традиционно национального сельсовета и утыкаешься в жилище, кочевников с элементами росписи, отдаленно напоминающей хохлому...
Перепрыгиваю порог и шалею. Вместо привычного низкого стола - громадный столище - с жареным поросенком, какими-то совсем не свойственными хакасам - все всевозможными булкамит, пирогами, ватрушками...
-Ребята, вы русскую культуру представляете?
Женщины хохочут
-Не узнала? Погоди сейчас горилку с салом поставим...
-Украина?
-Заходи, как переоденемся, - задорно смеются наши цветы тайги - хакасские черноокие женщины...
А дальше -юрты с традиционной немецкой культурой. Арбатский сельсовет - в свое время был местом куда выслали немцев Поволжья.
Причем на этом немецком юрточном подворье еще и мелькаю казачьи костюмы - ибо Арбаты изначально были казачьей станицей, хакасской - ибо это Хакасия, эстонские - потому как и эстонцы там есть...
И вот все культуры, что годами, десятилетиями живут бок о бок - все на тесном ярком подворье.
По соседству - татарская юрта. Чуть дальше чувашская...конечно же хакасская и шорская... И снова казачье подворье...
А позвольте, я помучаю вас и проведу через этот фейерверк культур?
Татарская юрта
Чувашская
А вот эта красота - традиционная юрта хакасов
Пролетаешь, через этот ряд наций и культур, вдруг понимаешь, что для нас - есть дружба народов.
И почему никогда национальные конфликты наш район не трясли, не смотря на 53 таких разных народности. (Тьфу-тьфу-тьфу - на всякий случай)
Когда ты видишь, как легко и радостно носит украинскую вышиванку хакаска, паренек из старинного казачьего рода запросто примеряет немецкий или эстонский костюм, а русская семейная пара позирует тебе в шорских традиционных костюмах, вдруг понимаешь, что нам собственно не нужны слова монотонной пропаганды об интернационализме.
Он у нас благоприобретенный - мы срослись, сплелись, передружили, переженились. И еще поскреби любого, казалось бы чистокровного хакаса, русского, отыщешь иные корни.
-Откуда это все? - спрашиваю у хакасов-"украинцев", указывая на вышитые рушники,
-А так моя прабабушка была Шаренко. Из её сундука. - отвечает Наталья Канзычакова.
Вот и представьте, три поколения минимум, в хакасской семье бережно хранят украинские истоки... И хранят со всем уважением к, казалось бы, чужой культуре.
-Как вы решились шорские костюмы примерить, - интересуюсь у русской пожилой пары.
-Мой дед в жены шорку взял, я даже немножко понимаю по-шорски...
-Людмила, - ахаю я увидев завклуба нашего сельского в татарском костюме. - А у тебя-то кто был татарином?
-Никого, но татары же тоже наши, Салимовы, Агишевы, Мусины... - перечисляет она, загибая пальцы
Вспоминаю вдруг, как у Ольги Агишевой списывала рецепт полюбившегося азу. Ну, торможу-у-у-у, и впрямь.
Что тут скажешь? Сибирь - котел вер. Мы живем, уже не задумываясь, кто есть кто? Какой у него разрез глаз? Какому богу он молится и молится ли вообще. Был бы человек хороший. У нас все в кучу - праздники, кулинарные рецепты, и про смешанные браки уже никто не говорит - смешанные, родилась новая семья и слава богу! Все, как данность. Мы тут все православные и язычники, и шаманисты, и Бог знает кто еще... У нас и Новый Год приходит дважды - 31 декабря и 22 марта - по хакасскому календарю. Когда ты с соседом одну сельскую лямку тащишь, в одну тайгу на промысел ходишь, детей в одну школу водишь, и пусть ой, как не просто, но всеми силами выживаешь, по-другому быть не может. И только вот этот "сжитой", спаянный общим трудом, бытом интернационализм и есть настоящая дружба народов.
Это может в верхах где-то думают о том, как же выстроить межнациональные и межконфессиональные отношения, у нас не думают - у нас просто живут...
И драться верхи тоже могут меж собой сколько угодно... Низы продолжают просто жить, дружить, влюбляться и рожать детей, не оглядываясь на то, кто теперь по новой политической программе свой, а кто чужой. Кстати, уже старожилы-сибиряки - немцы Поволжья вспоминали, как помогали им местные обосноваться на новом месте, где советом, а где и продуктами и одеждой. Так, видимо, всегда было, испокон веку. Вот и переплавила нас таких разных Сибирь. И сложился тот самый знаменитый сибирский характер... из разных вер, культур, национальных особенностей...Впрочем, об этом в другой раз...
Да, вот теперь надо вспомнить в какой юрте попробовала такую ватрушку или пирог с творогом - пуремеч - так вроде бы, вкусно-о-о-о-о, и записать рецепт))) В копилке уже есть - азу, потхэ, штрудель, чак-чак...вот будет еще пуремеч. Практический результат сибирской многонациональности)))