Писатели и поэты часто используют метафоры, чтобы создавать сильные образы. Но не всем и не всегда удаётся это делать точно и тонко. Неудачные образы могут вызывать непреднамеренный комический эффект, а иногда они так сильно противоречат логике, что становится не до смеха. Так, один из образов «Авиамарша» оказался не таким воодушевляющим и вдохновляющим, каким был задуман.
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор.
Этими строчками начинается «Авиамарш» («Марш авиаторов»), текст которого написал поэт-песенник Павел Герман. Впервые эта песня-марш прозвучала в 1923 году. Впоследствии она была официальным гимном Военно-воздушных сил СССР. И всё замечательно, но есть с этой песней одна загвоздка, на которую в своё время обратил внимание великий советский лётчик Валерий Чкалов. Ему не понравилась метафора с «А вместо сердца — пламенный мотор», и он сказал:
«Если мотор охватывает пламя, самолёт терпит аварию, пилот гибнет, так что поэтический образ в этом случае неудачный…»
И это не придирка, это требование здравого смысла и правил русского языка. Нужно задумываться над смыслом сравнения, проверять не проявилось ли в метафоре необразное значение слов, и не привело ли это к комичному эффекту или алогичности.