В общем-то ни для кого не секрет, что любой наш поступок служит основанием для последующих поступков. Это вроде бы настолько общеизвестный факт, что обсуждением его никто заниматься не собирается. Но... обычно... именно обычно, каждый день, в любой привычной ситуации, мы не склонны контролировать наши собственные привычные поступки.
И не замечаем, как они становятся всё более самостоятельными и независимыми от наших осознанных желаний. Спросите - как вообще такое может быть? А вот это как раз самое интересное и заслуживает того, чтобы каждый знал, как это работает. Чтобы понять эти процессы нам придется напрячься и в воспоминаниях окунуться в детство. Чем дальше, тем лучше.
Что же мы там сможем увидеть? А начать следует с того, что воспоминания у всех конечно появляются в разное время, но тем не менее не с самого момента рождения. Объяснение этому очень простое - до определенного момента у ребенка просто нет никакого представления о себе самом. Он просто воспринимает поток ощущений, не разделяя его на моё и не-мое. Грубо говоря воспоминание это воображаемое переживание чего-то, что уже было. Однако возможно оно лишь с определенной точки зрения.
Нельзя сказать, что ребенок воспринимает поток переживаемых ощущений совершенно пассивно. Конечно нет. Как любое живое существо он уже имеет представленные в виде инстинктов определенные программы обработки ощущений и зависящие от результатов обработки реакции. Кроме того, как инстинкт в нас заложена программа случайного выбора действий. По другому - инстинкт исследователя.
И вот на основе всего вышеописанного ребенок начинает создавать уже собственные привычные программы поведения. Одной из которых является и наше Я. Собственно само по себе я, как уже упоминалось, это всего лишь привычка наблюдать события с определенной точки зрения. Но к сожалению постепенно эта привычка становится единственно возможной.
Кстати мы несколько отклонились от темы - исследование нашего Я в задачи данной статьи не входит. Все сказано было исключительно для иллюстрации процесса создания новой привычки. Но мы пока не коснулись вопроса - почему же привычки приобретают такую силу, что порой все наше сознательное сопротивление им оказывается тщетным?
Дело тут вот в чем: поле нашего восприятия мира можно приблизительно разделить так - то, что мы видим, слышим, то, что мы ощущаем другими способами и наконец область нашего воображения - пространство, в котором мы наблюдаем наши мысли. Конечно же всё это является единым пространством. А деление, которое я предложил, весьма условно.
Тем не менее мы все очень склонны одним деталям придавать большую важность, чем другим. А что-то вообще полностью игнорируем. Вот вам и секрет. Привычки наши, как последовательности определенных реакций и действий, тоже захватывают все это пространство. И мы чаще всего просто перестаем замечать какую-то часть этих процессов. И чем более долгая привычка, тем больше деталей с ней связано и тем меньше мы их в ней видим.
Вернёмся к описанному полю восприятия. Понятно, что только тогда, когда мы своим вниманием охватываем его всё, мы имеем полное представление о происходящем. И соответственно имеем возможность максимально адекватно действовать. И кстати частенько это делаем - бывают ситуации, которые заставляют нас поневоле собраться. И тогда мы совершаем поступки, которым чаще всего сами удивляемся.
Однако подобных ситуаций в нашей жизни бывает немного. К тому же мы всегда вполне понятно почему пытаемся их избегать. А вот в обыденных, спокойных обстоятельствах практически всегда отдаем управление своим привычкам. Вырабатывая привычку подчиняться привычкам. И если по молодости мы ещё хорошо осознаем, как охватывать вниманием собственное поле восприятия, то чем мы старше становимся, тем больше забываем об этом. И тем сильнее привычка подчиняться привычкам.
У кого-то некоторые привычка переходят в зависимости и полностью подчиняют себе сознание человека. Просто тем, что напрочь отбивают у человека способность охватить поле восприятия и соответственно контроля. Каждая зависимость конечно имеет свои тонкости, выглядеть они могут очень по разному. Но суть у них у всех одна - это привычки, заставляющие забыть человека о том, что он вполне способен ими управлять.
Поэтому не может быть хороших привычек, как не существует хороших зависимостей. Подчиняясь привычкам мы, пусть и неосознанно, сужаем собственную способность охватывать поле восприятия максимально широко и довольно быстро приобретаем зависимости. А зависимости довольно быстро приобретают над человеком слишком много власти и самостоятельно он избавиться от них уже не может. Одновременно для него исчезает и всякая возможность дальнейшего развития. Человек довольно быстро тупеет. Деградирует