Найти тему
Goszakaz.kz

Изменения по госзакупкам в законодательстве РК об административных правонарушениях. Анализ, что же произошло?

Оглавление

ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ:
1. Неправильный расчет условных скидок
2. Не обращение или несвоевременное обращение заказчика в суд
3. Планирование государственных закупок
4. Рассмотрение заявок и предварительный допуск
ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ: 1. Неправильный расчет условных скидок 2. Не обращение или несвоевременное обращение заказчика в суд 3. Планирование государственных закупок 4. Рассмотрение заявок и предварительный допуск
-2

С 1 января 2019 года вступил в законную силу Закон РК от 26 декабря 2018 года № 202-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора». Согласно данному акту некоторые составы административных правонарушений в сфере государственных закупок подверглись изменениям, которые обусловили более детальную регламентацию государственных закупок.

Неправильный расчет условных скидок

В новой редакции пункта 6 статьи 207 Кодекса РК об административных правонарушениях (далее – КоАП), например, установлено, что нарушение требований законодательства РК о государственных закупках в части неприменения критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение, а равно их неправильный расчет влекут штраф на должностных лиц в размере 50 месячных расчетных показателей(далее – МРП).

-3

Под должностными лицами в данной части следует понимать председателя конкурсной/аукционной комиссии, а также членов конкурсной/аукционной комиссии.

Таким образом, конкурсная/аукционная комиссия теперь несет административную ответственность не только при наличии прямого умысла, который подразумевался ранее, но и при косвенном, то есть когда председатель и члены комиссии не знали, но должны были знать о том, что ими производится неверный расчет условной скидки.

Следует отметить, что со стороны поставщиков большое количество жалоб направляется именно по вышеуказанной причине. Более того, для многих организаторов особую сложность с 2018 года стал представлять подсчет условных скидок по работам, связанным со строительством. Это обусловлено наличием специальных критериев, которыми должны руководствоваться члены комиссии, зачастую не имеющие специального образования, а также отсутствием в штате соответствующих специалистов. В результате по итогам камеральных проверок выносились уведомления об устранении нарушений путем пересмотра протокола итогов и присвоения условных скидок, размер которых подсчитывался аудитором.

Не обращение или несвоевременное обращение заказчика в суд

-4

Изменениям подвергся и пункт 10 статьи 207 КоАП, который теперь устанавливает, что штраф на должностных лиц в размере 30 МРП влечет не обращение или несвоевременное обращение заказчика в суд с иском о признании потенциальных поставщиков или поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок в случаях:

  • предоставления потенциальным поставщиком или поставщиком недостоверной информации по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение;
  • неисполнения поставщиком обязательств по заключенному с ним договору о государственных закупках;
  • ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по заключенному с ним договору о государственных закупках, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК о государственных закупках.

Этому вторит и пункт 4 статьи 12 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон).

Часть первая пункта 4 статьи 12 Закона:

«Реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:

1) потенциальных поставщиков или поставщиков, предоставивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение;

2) потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;

3) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках».

В случае, указанном в подпункте 1) части первой пункта 4 статьи 12 Закона, организатор государственных закупок, заказчик обязаны не позднее 30 календарных дней со дня, когда им стало известно о факте нарушения потенциальным поставщиком или поставщиком законодательства РК о государственных закупках, обратиться в суд с иском о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

Таким образом, в новой редакции пункта 10 статьи 207 КоАП и статьей 12 Закона предусмотрена новая обязанность заказчика с 1 января 2019 года обращаться в суд с иском о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок, если им не только после, но и до заключения договора было установлено, что потенциальный поставщик, определенный победителем, предоставил недостоверные сведения о своей квалификации или представил документы, позволившие присвоить ему условную скидку незаконно.

При этом Закон предусматривает обязанность обращения с иском в суд не только для заказчика, но и для организатора государственных закупок, так как именно организатору, если он не совпадает в одном лице с заказчиком, в первую очередь становится известно о предоставленных победителем недостоверных сведениях до заключения договора заказчиком.

Исключением, при котором с 1 января 2019 года заказчик вправе не обращаться с иском в суд в случае ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по заключенному с ним договору о государственных закупках, согласно пункту 4 статьи 12 Закона, является соблюдение поставщиком всех требований, которые в совокупности удовлетворяют следующим условиям:

– выплата поставщиком неустойки (штрафа, пени);

– полное исполнение договорных обязательств;

– отсутствие ущерба, причиненного заказчику.

Государственная пошлина в судах Необходимо заметить, что изменения коснулись и Кодекса РК от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). Так, статья 616 Налогового кодекса была дополнена подпунктом 30), согласно которому истцы (то есть заказчики госзакупок) освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском о признании поставщика недобросовестным участником.

Подпункт 30) части первой статьи 616 Налогового кодекса:

«От уплаты государственной пошлины в судах освобождаются истцы – по искам о признании потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок».

Часть вторая статьи 616 Налогового кодекса:

«Лица, указанные в части первой настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах также при обжаловании судебных актов».

Планирование государственных закупок

-5

Пункт 11 статьи 207 КоАП теперь предусматривает ответственность для заказчика в случае осуществления им государственных закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках в случаях, не предусмотренных законодательством РК о государственных закупках, а равно приобретения товаров, работ, услуг, не предусмотренных в утвержденном годовом плане государственных закупок(предварительном годовом плане государственных закупок), за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК о государственных закупках. Данное правонарушение влечет штраф на должностных лиц в размере 100 МРП.

Следовательно, заказчик не вправе формировать на веб-портале пункт плана государственных закупок и производить закупку, если у него в годовом плане не предусмотрено приобретение товаров, работ, услуг, за исключением товаров, работ, услуг, указанных в подпунктах 4), 9), 31), 32) и 35) пункта 3 статьи 39 Закона.

Заказчик в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений и (или) дополнений в годовой план государственных закупок (предварительный годовой план государственных закупок) обязан разместить внесенные изменения и (или) дополнения на веб-портале государственных закупок, за исключением сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с законодательством РК о государственных секретах и (или) содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством РК.

На сегодняшний день за нарушение вышеуказанного 5-дневного срока размещения внесенных изменений и (или) дополнений на веб-портале государственных закупок согласно новой редакции пункта 13 статьи 207 КоАП предусмотрена административная ответственность, а именно: неразмещение или несвоевременное размещение годового плана государственных закупок (предварительного годового плана государственных закупок) или внесенных изменений и (или) дополнений в годовой план государственных закупок (предварительный годовой план государственных закупок) на веб-портале государственных закупок, за исключением сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с законодательством РК о государственных секретах и (или) содержащих информацию ограниченного распространения, а равно утверждение (уточнение) годового плана государственных закупок в объеме, не соответствующем бюджету (плану развития) или индивидуальному плану финансирования в совокупности по спецификам экономической классификации (статьям расходов), по которым требуются заключения договоров о государственных закупках, влекут штраф на должностных лиц в размере 15 МРП.

Рассмотрение заявок и предварительный допуск

-6

Следует отметить и введение административной ответственности для конкурсной/аукционной комиссии за несоблюдение сроков рассмотрения заявок при проведении конкурса либо аукциона.

Так, согласно пункту 14 статьи 207 КоАП предусматривается административная ответственность в случае несвоевременного рассмотрения заявок потенциальных поставщиков на участие в конкурсе (аукционе), а равно за несвоевременное размещение протокола предварительного допуска и (или) протокола итогов – штраф на должностных лиц в размере 30 МРП.

Под должностными лицами в настоящей части следует понимать председателя конкурсной/аукционной комиссии, а также членов и секретаря конкурсной/аукционной комиссии.

Таким образом, увеличение количества случаев, охватываемых составами административных правонарушений в сфере государственных закупок, свидетельствует об их возрастающей социальной значимости и, как следствие этого, дальнейшей поэтапной, более детальной регламентации административным законодательством данной сферы общественных отношений, в том числе процедуры осуществления государственных закупок, а также расширения круга субъектов, подлежащих привлечению к ответственности.

Автор: Романов Андрей Алексеевич, директор ТОО «Госзакупки консалтинг», г. Усть-Каменогорск
Автор: Романов Андрей Алексеевич, директор ТОО «Госзакупки консалтинг», г. Усть-Каменогорск

Источник: Электронный журнал "Государственный заказ. Вопросы и ответы"