Привет всем, кто читает эту статью!
В последнее время посмотрела много фильмов про людей, именующих себя скинхедами, как зарубежных, так и российских. В современном сознании многих из нас укоренилась мысль, что быть скинхедом и быть нацистом - это одно и то же (в том числе благодаря этим фильмам). Но это в корне неверно. То, что творится на экранах и попадает в сводки криминальных новостей, к настоящим скинхедам в их первоначальном виде отношения не имеет. В какой же момент всё пошло не так, и в обыденности произошло слияние слова "скинхед" и "нацист", из-за чего внешний вид первых часто воспринимается в штыки?
На самом деле связь движения скинхедов с неонацизмом началась гораздо позднее, истоки же движения прославляли мультикультурализм и гордость рабочего класса. Прежде чем обратиться к истории, сделаю небольшую ремарку про модные течения. Непостоянный характер модных тенденций известен всем нам - одно веяние так быстро сменяет другое, что не успеваешь подстраиваться. Для тех, кто умеет смотреть на моду со стороны, из вне - очевидно, что мода диаметрально противоположна. Только-только, кажется, в моде были джинсы скинни, все немножко расслабилась, и тут же оказались в круговороте помешательства на бойфрендах и мам-джинсах.
Примерно так же было с мужскими причёсками в середине 60-х - времени, когда повсюду развевались популяризированные "Битлами" длинные волосы. Это не могло длиться вечно, как мы уже поняли. В стрит-стайле назрел раскол. В то время как приверженцы "классической" моды продолжали чествовать ладно скроенные костюмы и аккуратные стрижки, уже окрепло молодое поколение, которое готово было радостно принять своё наследие рабочего класса, отвергая то, что воспринималось ими эхом пустых обещаний: движение хиппи и "модных" стиляг.
Как и многие моменты в британской истории, новая философия родилась из более бедных уголков лондонского Ист-Энда, который на протяжении 60-х годов переживал нечто вроде переворота. Многие семьи были буквально "сдёрнуты" и переселены в новые брутальные жилые кварталы, которые распространялись по всей восточной части города. Происходило межкультурное смешение на духовном уровне - между белым рабочим классом и иммигрантами с Ямайки, которое буквально выразилось в слиянии рок-н-ролла и регги.
Для ранних последователей этого веяния решение побрить голову было, во-первых, вопросом практичности: многие из прародителей движения были "синими воротничками", а на фабриках длинные волосы не просто мешали, но и скапливали в себе изрядное количество вшей. Во-вторых, выбирая стрижку "ёжик", молодые люди демонстрировали свой утилитарный характер: это был способ выразить чувство гордости своими "рабочими" корнями. Они во всеуслышание заявляли, что их "бритость" более доступна, чем дорогие костюмы джентльменов и более практична, чем их тщательно выверенные причёски.
Для молодых женщин, щеголявших с такой же стрижкой, бритая голова стала способом опровергнуть мнение общества о том, что женская красота обязательно связана с длинными блестящими локонами. В течение нескольких лет этот стиль стал самым популярным молодёжным движением города. Быстро распространившись, он также быстро исчез, так как его самые верные последователи отрастили волосы и вернулись к своим "стиляжьим" корням. Но только для того, чтобы возродиться в конце 70-х годов в ответ на появление в большом количестве азиатских мигрантов - уже в совсем другом обличье.
Лишённое гражданских прав поколение молодёжи рабочего класса обновило версию "униформы" скинхеда, которая впоследствии стала ассоциироваться с ультраправой политикой и неонацистской философией: ботинки "Dc Martens", куртка бомбер, подтяжки и выцветшие джинсы. Вместо различных вариаций "ёжика" своих предшественников многие из них выбрали полностью обритую голову. А там, где музыка ранее отражала мультикультурный дух Ист-Энда, новые скинхеды создали свой поджанр панка, который включал элементы паб-рока и футбольных скандирований.
За всю историю многие субкультуры с ярко выраженным стилем были несправедливо обижены в СМИ: в случае же скинхедов это было оправдано. Тогда часто можно было встретить скинхедов, которые стайками бродили по улицам Лондона, преследуя местное население бангладешцев или пакистанцев, или посещали концерты, которые завершались насилием на расовой почве.
Дело в том, что в семидесятых в Англию хлынул поток азиатских мигрантов. Если скинхеды первой волны были духовно близки с приехавшими ранее ямайцами и африканцами, так как те смогли быстро адаптироваться, скинхеды второй волны общего языка с выходцами из Индии и Пакистана не нашли. Сказались различия восточных и западных культур: даже африканцы воспринимались более "своими".
К тому же, активизировались члены британской националистической партии "Национальный фронт": они раздавали пропагандистские листовки на тему "сохранения белого населения в Британии" и поощряли хулиганство после футбольных матчей, о которых писали в газетах по всей стране. Завербовать в свои ряды едино духовную молодежь, которым не нравились изменения - стало делом не особо хитрым.
После назначения Маргарет Тэтчер премьер-министром к бритоголовым парням в "мартинсах", подвернутых джинсах и бомберах окончательно прилипло клеймо "нацистов". Экономическая политика премьер-министра Великобритании привела к массовой безработице (из-за закрытия действующих фабрик и шахт), среди людей началась борьба за место по солнцем. Так и образовалось движение скинхедов-националистов, считавших, что эмигранты заняли принадлежащие им рабочие места. Подобные мысли как вирус распространились среди молодежи и стали главенствующими, а старые идеалы предались забвению.
Именно эта ассоциация с неонацизмом искажает понимание скинхедов в общественном сознании с конца 70-х годов, создав репутацию, от которой трудно избавиться. Сейчас действуют специальные организации, в которых скинхеды выступают против расовых предрассудков, их цель - противостоять связи движения с "белым превосходством" и вернуться к своему первоначальному, мультикультурному духу. Ведь на самом деле первые скинхеды по природе своей были идеалистами-гуманистами: они просто гордились своим наследием рабочего класса и создали доступный стиль, который в тех условиях мог воспроизвести каждый.
Бритьё головы - это не обязательно залог верности правым целям или признак упадка умственных способностей. Значение бритья головы как акта неповиновения пошло от истоков скинхедского движения - они были против ограничений, которые диктуют нам, как выглядеть, одеваться или укладывать волосы.
Перенесёмся в сегодняшний день. Всплеск "бритоголовости" был замечен в фэшн-индустрии совсем недавно: в 2015 году модель Рут Белл сбрила свои волосы для показов дизайнера Александра Маккуина. Её карьера стала стремительно расти, девушка даже украсила обложки модной библии "Vogue" по всему миру. Бритая голова модели была понята как новооткрытая свобода от ограничений того, как общество велело нам одеваться или стричься, как возможность создать собственный внешний вид. Ничего не напоминает? Именно с той же целью создавался образ парня или девушки с рабочей окраины Ист-Энда. Возвращаясь к этим ранним интерпретациям стиля, образ настоящего скинхеда отражает вызывающую независимость его владельца - не более. Чего, к сожалению, не скажешь о большинстве людей, сегодня гордо именующих себя "скинхедами".
Встречали ли вы в своём окружении людей, придерживающихся такого стиля? Какими соображениями они руководствуются?
Буду рада, если подпишитесь на мой канал :)