Говорят, что на Востоке чайная церемония – это глубокая философия, имеющая древние корни. Но разве не имеет своей философии традиция пить чай в России? Картина настоящего русского чаепития заслуживает внимания и философа, и художника, и писателя, и поэта.
В ней русское хлебосольство, которое так нравится иностранцам, и они часто думают, что стол накрыт к обеду: так много блюд появляется на нем. Но это всего лишь чай. А сколько романов началось "за чаем", сколько решилось проблем! Ведутся разговоры, пробуется варенье "нового урожая", чай заваривается с мятой, листьями вишни и смородины, он вкусен по-летнему и неизменно горяч, как это любят в России. Стол сервируется чашками в разнобой, но от этого становится еще веселее. И вдруг появляется стакан в подстаканнике.
Помните известную фразу: «Чай из самовара – это совсем другой чай». Осмелимся утверждать, что и чай из стакана с подстаканником – это «совсем другой чай». История у подстаканника длинная. И началась она, в России, почти в те же времена, когда россияне начали пить чай.
Немного об истории
Историки утверждают, что подстаканник впервые появился в России в восемнадцатом веке. Вся соль в том, что именно в России подстаканник стал не просто «атрибутом», а символом времени и эпохи.
Первые подстаканники начали выпускать в Туле на заводе, который производил оружие. Он и вид имел «солдатский»: крепкий, с большим сроком службы, изготовленный из латуни, без всяких цветочков и бабочек.
Но, уже к середине века девятнадцатого, подстаканниками заинтересовались ювелиры – это же бескрайнее поле для творчества. Подстаканники делают на заказ в самых невообразимых и модных стилях: тут тебе и рококо, и модерн, и ампир. Мастера используют самые разные техники: подстаканники литые, подстаканники сборные (ручной работы), украшенные эмалью, орнаментами и фигурками.
Лучшие ювелиры того времени отметились на этом поприще, в том числе и Карл Фаберже. И с той поры подстаканник становится символом благополучия и успешности. Если хотите – аристократичности. Сегодня бы его назвали «деловой VIP посудой». Подстаканник акцентирует внимание на статусе хозяина.
С семнадцатого века в России активно развивается производство стекла, появляются мануфактуры, производство расширяется. А поскольку в России всегда пили огневой (ну очень горячий) чай, то подстаканник быстро нашел своих почитателей. Чай может обжигать душу, но не руки.
Развивается советская промышленность и подстаканники производят не только из латуни, а из нержавеющей стали, алюминия и роскошного мельхиора. В связи с ростом благосостояния граждан начинается производство подстаканников из серебра. Появились просто произведения искусства из драгоценных металлов, украшенные эмалью и чернью.
А не выпить ли нам, уважаемые господа, чаю?
И не из целлулоидного разового стаканчика или пластмассовой китайской кружки. А из хрустального стакана и с красивой серебряной ложечкой. Да чтобы стакан уютно сидел в добром подстаканнике. Вы удивитесь, но это будет совсем другой чай! И по вкусу, и по душевному ощущению. Или устроим традиционное чаепитие? С пирогами, тортом, или другим десертом к чаю? Традиционное русское чаепитие тем и хорошо, что «всё, что есть в печи, то и на стол мечи». А называется всё это – пить чай. Давайте выпьем чаю. Из стакана с подстаканником. И наступит редкое спокойствие и умиротворение. И тихая душевная радость!