Найти тему
cosmant

И, все-таки, Хрущев полетел. ТУ-114. Продолжение.

После успеха Ил-18, понятен был выбор Туполева. На своем межконтинентальном лайнере он установил именно турбовинтовые двигатели. Самолет, по своему предназначению, должен был связать не только отдаленные точки внутри Советского Союза, но и разные материки. Так как самолет создавался из стратегического бомбардировщика Ту-95, то удалось существенно сократить сроки его создания. Как я уже писал в предыдущей статье - проблем было достаточно. Как создание фюзеляжа большого диаметра и его кондиционирования, так и прочность конструкции и герметизация салона самолета.
После успеха Ил-18, понятен был выбор Туполева. На своем межконтинентальном лайнере он установил именно турбовинтовые двигатели. Самолет, по своему предназначению, должен был связать не только отдаленные точки внутри Советского Союза, но и разные материки. Так как самолет создавался из стратегического бомбардировщика Ту-95, то удалось существенно сократить сроки его создания. Как я уже писал в предыдущей статье - проблем было достаточно. Как создание фюзеляжа большого диаметра и его кондиционирования, так и прочность конструкции и герметизация салона самолета.

Но очень скоро был готов и ТУ-114. Первый его вылет состоялся осенью 1957 года. Командиром экипажа в том полете был Алексей Якимов.

-2

Меньше, чем через год, самолет был представлен на международной выставке в Брюсселе. Самый современный, по тем временам советский самолет, был удостоен высшей награды.

На тот момент это был самый большой авиалайнер в мире. И когда Президент Соединенных Штатов Эйзенхауэр пригласил Н. С. Хрущева посетить США, Никита Сергеевич не удержался полететь на новом самолете....

На тот момент ТУ-114 еще не прошел всех испытаний, но все-таки Хрущев полетел. Правда ходит легенда, подтвержденная несколькими фотографиями из салона самолета, что в качестве "страховки" с Хрущевым летел сын Туполева Алексей. В дальнейшем с 1973 года он станет Генеральным конструктором КБ.

15 сентября 1959 года самолет с правительственной делегацией приземлился в Вашингтоне.

-3

Самолету - гиганту чрезвычайно сложно было развернуться на рулежных дорожках аэропорта. Не нашлось у принимающей стороны и высокого трапа, соответствующего самолету-гиганту.

-4

Эффект был достигнут. Колоссальный эффект. В США, да и во всем мире были поражены успехами советского самолетостроения.

В период своей лётной эксплуатации самолёты Ту-114 входили лишь в авиапарк авиакомпаний Аэрофлот и Japan Airlines.

-5

Кроме этого, Ту-114 также использовались для дальних перелётов высших должностных лиц СССР и различных государственных делегаций. Ту-114 совершал дальние демонстрационные и коммерческие полёты в пределах СССР, в США, Индию, страны Африки.

Совершенно уникальна была компоновка первых выпусков ТУ-114. Это был самолет с тремя классами: экономическим классом (обычные кресла 3+3), первым классом (ряды кресел разделены столиками с настольной лампой),

Ну...лампы нет
Ну...лампы нет

и, наконец, с четырьмя купе - настоящими купе, как в поезде, но на 3 спальных места, с двумя поперечными и одной продольной полками.

-7

На борт самолет мог принять до 170-и пассажиров и со скоростью 750 км/час мог перевезти их на расстояние 8000 км.

Так выглядел салон советского пассажирского самолета ТУ 114, 1957 год. ТУ 114 славился своей экономичностью и комфортом на дальних перелетах. ТУ 114 имеет многие черты аэробуса. Двухпалубный фюзеляж в нижней части имел отсеки для багажа, почты, комнату отдыха экипажа, а также кухню с запасом продуктов.

Купе первого класса и спуск на нижнюю палубу
Купе первого класса и спуск на нижнюю палубу

Купе На верхней палубе самолета были салоны с креслами и четыре трехместных спальных купе. Палубы ТУ 114 соединялись лестницей. Между салонами был расположен буфет, в который еда подавалась с помощью лифта прямо из кухни. На борту работали шесть бортпроводниц.

Первый коммерческий рейс был совершен из аэропорта Внуково по маршруту Москва-Хабаровск 24 апреля 1961 года. Теперь из Москвы на дальний восток можно было добраться без утомительных промежуточных посадок. Дата первого полета ТУ-114 удивительным образом почти совпала с первым полетом человека в космос. Вместе с полетами внутри страны самолет, вскоре, освоил и международные трассы. Регулярные полеты совершались в Канаду, на Кубу и в Японию.

Можно смело сказать, что 60-е годы были романтической порой гражданской авиации, ее "золотой век". Сейчас даже невозможно представить тот комфорт на борту, а бортовое питание

-9

как-то икра на каждом рейсе. Про курить на борту я и не говорю. И десятки мировых рекордов. Впервые в те годы стали уделять огромное внимание безопасности полетов. Машины проверяли в самых разных полетных ситуациях. Бросали в эпицентр грозы, отключали двигатели, подвергали мощному обледенению. И мы все это потеряли. Это очень больно осознавать. Теперь мы далеко в хвосте мирового самолетостроения.

Прекращение эксплуатации на гражданских авиалиниях и массовое списание Ту-114 произошли через десять лет после окончания серийного производства, в 1975-76 годах, когда был порезан на металлолом сразу 21 самолет. После этого несколько машин продолжали использоваться ВВС Советского Союза вплоть до 1991 года.

Самолётов Ту-114, оставшихся в лётном состоянии в настоящее время нет. Сохранилось три нелетающих экземпляра Ту-114: в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в подмосковном Монино,

Это моя фотка.
Это моя фотка.
Судя по номеру - похоже на правду!
Судя по номеру - похоже на правду!

находится самый первый опытный самолёт СССР-Л5611 (1 машина) не знаю правда это или нет, но многие пишут, что это тот самый борт, на котором Хрущев полетел в Америку. Кто знает - проясните ситуацию.; в Ульяновском музее гражданской авиации (2 машины); на аэродроме авиационного колледжа в городе Кривой Рог (Украина) находится на хранении Ту-114 № 76485, который предполагается установить в авиационном музее города Гостомель (Украина).

Экземпляр, стоявший на постаменте у въезда в аэропорт Домодедово c 1976 года, был варварски уничтожен компанией «Ист Лайн» при реконструкции аэропорта 2 августа 2006 года.

Первую часть можно прочитать ТУТ

Пока все. Всем спасибо и до встречи!

С большим уважением!