"ИСКУССТВО ИМЕЕТ ТУ ОСОБЕННОСТЬ, ЧТО ОНО ОДНОВРЕМЕННО ВОЗВЫШЕНО И ОБЩЕНАРОДНО, ОНО ИЗОБРАЖАЕТ САМОЕ ВЫСОКОЕ, ДЕЛАЯ ЕГО ДОСТУПНЫМ ДЛЯ ВСЕХ". ИППОЛИТ ТЭН, ФРАНЦУЗСКИЙ ФИЛОСОФ ПОЗИТИВИСТ.
Пожалуй, наиболее интересной и колоритной личностью в кругу художников сегодня является Владислав Иванович Несынов, художник - философ, непростые мысли которого выплёскиваются на холсты, закручивают вас в круговороте ирреальных миров и философских ассоциаций.
Владислав Иванович... Вам не присуще догматическое отношение к искусству. Уклон в сторону философского символизма характеризует сегодня ваши работы. Каковы основные темы ваших полотен?
- Я не стремлюсь к декоративности и не стараюсь быть понятным всем. Чтобы воспринимать мои работы нужен определённый уровень подготовки и развития. Я хочу увести зрителя от будничного восприятия окружающего, заставить почувствовать, что мир этот - не просто пейзаж за окном, это нечто большее, чем мы можем себе представить. Иллюзорность Жизни и Смерти, путь Человека и его место во Вселенной - результаты моих многочасовых медитаций перед мольбертом и поиска духовной сущности бытия.
- Многие ваши работы имеют буддийскую направленность, часто используются монгольские мотивы. Что это, дань моде? Или вы предпочитаете философию буддизма, например, христианству?
- Несомненно, увлечение историей Древнего Востока откладывает отпечаток на моё мировоззрение и, как следствие, на мои картины. Философия буддизма более миролюбива и терпима к другим религиям, не так агрессивна и радикальна, как христианство или ислам. Поэтому она близка мне по духу, но я даже не буддист, а, скорее, язычник. Язычество - вот откуда берут своё начало все мировые религии.
36 тысячелетий насчитывает история Древнего Египта, в мифах которого встречаются такие знакомые по Библии и Корану сюжеты, как непорочное зачатие, борьба доброго и восставшего злого начал. В древнеегипетской архитектуре существуют символы, используемые потом мусульманами и христианами в равной степени. Во время моего путешествия по Бурятии, я встречал подобные символы в дикой степи - в культуре древнего кочевого языческого народа.
- Существует расхожее мнение, что художники часто используют алкоголь или наркотики для стимулирования творческой потенции и находят в них утешение от несовершенства этого мира.
- Если для стимула своей творческой потенции человек использует алкоголь или наркотики, он уже не художник, но утерянная для творчества личность. Работа - вот основной наркотик для настоящего художника. В творческом экстазе испытываешь удовольствие от того, что хоть как-то пытаешься изменить мир в лучшую сторону. Ведь, сотворяя мир на холсте, уподобляешься Творцу небесному.
Сначала представляешь всю картину в целом, как Бог сотворил мир. Затем изображаешь мелкие детали - населяешь свой мир живыми существами. Очень важно представлять себе, чего ты хочешь добиться в конечном результате. Беда многих людей, и наших политиков в частности, в том, что им не знаком творческий подход к делу. Они часто сами не представляют, чего они хотят добиться своими действиями. Отсюда у нас в стране такая неразбериха.
- Как вы думаете, должен ли настоящий художник обязательно быть бедным?
- Сальвадор Дали как то сказал, что руки художника должны рождать золото. Хороший художник должен быть востребованным в обществе, он не обязательно должен быть бедным. Художник должен жить в достатке и творить не ради того, чтобы заработать на кусок хлеба. Главное, чтобы творческий человек не был нищ духом.
В творчестве всегда труднее найти золотую середину, не впадая в крайности. Не быть просто ремесленником, ставя на поток производство картин и бездумно изображая лубочные пейзажи, и не изображать из себя непризнанного гения, работы которого никто, кроме него самого, не понимает.
- Когда вы выставляете свои картины на продажу, из чего вы исходите, назначая цену за работу?
- Наше общество материальных ценностей ещё не совсем готово к тому, чтобы правильно оценить труд художника и значение его для развития человечества. Какой-нибудь бизнесмен зарабатывает четыре тысячи рублей в день тем, что перепродаёт товар, и художник, завершивший свою работу и продавший картину за те же четыре тысячи рублей, - ведь труд этот не сопоставим по своей значимости. Художник - это творец, создатель духовных ценностей. Наши руководители пока ещё не понимают, что невозможно поднять экономику, наладить производство, пока искусство находится не на должном уровне.
За границей уже давно уяснили себе, что экономика тесно связана с искусством, творческой жизнью. Пока будут уезжать творческие, талантливые люди, не находя себе здесь материальной и моральной поддержки, бесполезно пытаться открывать конкурентно способное производство, осуществлять долгосрочные экономические проекты. О нас никто в мире не узнает и продукция не пойдёт дальше отдельного региона. Нет культурной жизни - нет экономического развития, нет экономики - страдает культура. Во время моих выставок в Америке меня часто спрашивали: "Что вы с собой привезли, какие товары собираетесь продвигать?" - Но я же привёз только картины! "Как!У вас ничего не производят?"Американцам был не понятен такой подход к делу. На выставках со спонсорами художника заключают сделки и контракты. Это норма. Для них экономика и культура сильно взаимосвязаны.
- Владислав Иванович, кроме того, что вы являетесь членом правления Иркутской организации Союза художников России, вы преподаёте в Иркутском государственном техническом университете, руководите кафедрой декоративно - прикладного искусства и дизайна. Что даёт вам преподавательская деятельность?
- В материальном смысле преподавание, конечно, не даёт ничего. За счёт подвижничества многих преподавателей и держится пока ещё высшая школа. Но общение со студентами, в первую очередь, помогает лучше понять самого себя, совершенствоваться в беге со временем. Моя задача - научить студентов не техники живописи, а научить думать на языке художника.
Идея любой картины сначала рождается в голове, вынашивается и созревает, а уж потом переносится на полотно. Но если в голове у вас нет мыслей, если вам нечего сказать, одними формами и техническими приёмами трудно создать приличное творческое произведение.
- Некоторые критики утверждают, что вашему творчеству присущ уклон в сторону философского символизма и даже декоративности. Что для вашего творчества значит тот или иной символ?
- Форма без содержания недостаточна, чтобы просвещать и заинтересовать зрителя, она должна быть символом, должна обозначать таинство. В своих работах я стараюсь объяснить явления и символы современности с точки зрения мудрого опыта древности, копившегося тысячелетиями давно ушедшими от нас цивилизациями. Некое современное прочтение древних писаний.
Кроме того, немаловажно эмоциональное состояние художника в то время, когда он рисует картину, от этого зависит энергетическое воздействие полотна на людей. Бывает, что в некоторых случаях картина не вписывается в интерьер и диссонирует с окружающей обстановкой, оказывает на человека разрушительное воздействие. В таких случаях я рекомендую, конечно же, убрать картину или поменять её на ту, цветовые колебания которой более близки по частоте и настрою интерьеру помещения.
- Говорят, что вы любите спорт, ходите в походы, часто выезжаете на природу, и вообще для художника физически очень развитый человек.
- Это так. Природа оказывает очень сильное энергетическое и эмоциональное воздействие на любого человека, а на художника - особенно. Мои походы в горы здорово стимулируют творческий процесс. Художник вообще должен много путешествовать, получать большой объём новых впечатлений и уметь, как ребёнок, непосредственно удивляться многообразию мира.
Недавно в Тофаларии я своими глазами наблюдал за полётом НЛО, причём, кроме меня, ещё несколько человек видели это. Местные жители говорят, что для их мест это явление обычное. Зимой мы проходим на коньках по 80 км в день. Для этого, конечно, нужна некоторая физическая подготовка. Физическое и эмоциональное здоровье необходимо для создания энергетически положительно настроенных работ. Я, например, очень люблю купаться в ледяной воде, все вокруг удивляются, а я ранней весной обычно купаюсь в Байкале. Испытываю при этом просто неописуемый восторг и получаю энергетическую подпитку.
- Вы человек состоятельный, ходят слухи, что в Америке у вас есть собственный особняк, однако, образ жизни у вас достаточно скромный.
- Мне, как человеку творческому, не до условностей этого общества. Я считаю, что художник должен быть выше правил, создаваемых общественным мнением. Внутренняя свобода в том и заключается, чтобы делать всё не так, как предписывают правила приличия, а как тебе это удобнее. Ну а насчёт недвижимости за границей, скажу только одно, что слухи несколько преувеличены, однако, пока я не собираюсь уезжать из России.
Для творчества очень важен первоисточник, корни человека. Важно то, что я художник из России, а в Америке я стану просто человеком без национальности - частью огромного безликого человеческого муравейника. Для художника очень страшно потерять национальность и индивидуальность.
- Владислав Иванович, как у вас с личной жизнью? Есть ли семья, дети?
- У меня любимая жена - красавица и двое прелестных детей - мальчик и маленькая девочка. Жена моя - модель, с ней я познакомился, когда она позировала художникам.
Очень люблю её рисовать, для меня она остаётся воплощением женской красоты, как художник не перестаю восхищаться совершенством линий её тела. Думаю, что для творческого человека немаловажно иметь семейное благополучие, мир в доме. Очень много времени и энергии уходит на семейные ссоры и конфликты. В жизни есть более интересные вещи.