Найти в Дзене

БАУБО И АНАСИРМА. ИСТОРИЯ НЕПРИЛИЧНЫХ ЖЕСТОВ.

Один из древне-греческих мифов сообщает, что воспылавший страстью бог подземного царства Гадес похитил прекрасную Персефону (рим. Прозерпину), дочь богини земли Деметры. Мать всего сущего впала в глубокое отчаяние, близкое к умопомешательству. Она пустилась по миру в мучительные поиски дочери. Однако, они очень долго не давали результата. Доведенная до крайности Деметра прокляла все земное плодородие. Из-за ее проклятий у женщин перестали рождаться дети, нивы перестали плодоносить, а небеса не давали живительной влаги.

Джованни Бернини. Похищение Прозерпины. 1621—1622
Джованни Бернини. Похищение Прозерпины. 1621—1622
Гадес и Персефона на троне в царстве мертвых (V в. до н.э.)
Гадес и Персефона на троне в царстве мертвых (V в. до н.э.)

Однажды, когда надежды на спасение дочери уже почти совсем иссякли, Деметра оказалась в заброшенной деревеньке, неподалеку от Элевсина. Она присела в прохладной тени возле колодца, остужая натруженные дорогой ноги. Вдруг, к ней подошла незнакомая женщина и угостила ее кикеоном, дурманящим напитком из ячменя и мяты. Деметра по-началу отказалась пить. Тогда незнакомка начала танцевать перед ней, виляя бедрами и тряся грудями. Ее движения были такими вызывающими, а речи такими непристойными, что Деметра невольно засмотрелась, приняла чашу, а потом от души рассмеялась. Этот смех излечил богиню от тоски и дал ей силы для дальнейших поисков, которые, в конце концов, увенчались успехом. Персефона вернулась к матери, а мир снова наполнился жизнью.

Спасительницу звали Баубо. По одной из версий, она была царицей, матерью Триптолема, одного из жрецов священных Элевсинских мистерий. Позднее греки обожествили Баубо и даже воздвигли в ее честь храмы. Культ Баубо — бесстыдной богини (dea impudica) просуществовал несколько столетий, пока не был погребен под руинами новых идолов. По другой версии, женщину из Элевсина звали Ямба, она была служанкой в доме царя Келея. От имени Ямбы произошло название стихотворного метра ямб, считавшегося легкомысленным и несерьезным. С тех пор Ямба олицетворяет неприличную речь, а Баубо— неприличные жесты.

Керамические изображения Баубо в виде женской фигуры с головой, расположенной на уровне таза во множестве обнаружены при раскопках города Приена на западном побережье Малой Азии. Аналог Баубо существует также в средневековом японском фольклоре. В истории и культуре образ Баубо прежде всего отражает грубую женскую сексуальность.

-3
Баубо. Рельеф фасада католического собора. Италия, XVI в.
Баубо. Рельеф фасада католического собора. Италия, XVI в.

В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» имеется характерная бытовая сценка:

«Дарья в распахнутой кофте стояла лицом к нему; закинув за голову руки, поправляла волосы. На нее из щели в стене мякинника падал кровяной закатный луч.

— Тут вот, батя, что-то… Подойди-ка, глянь, — говорила она, перегибаясь набок и воровски, из-за плеча свекра, поглядывая на распахнутую дверь.

Старик подошел к ней вплотную. Дарья вдруг вскинула руки и, охватив шею свекра, скрестив пальцы, пятилась, увлекая его за собой, шепча:

— Вот тут, батя… Тут… мягко…

— Ты чегой-то? — испуганно спрашивал Пантелей Прокофьевич.

Вертя головой, он попытался освободить шею от Дарьиных рук, но она притягивала его голову к своему лицу все сильнее, дышала в бороду ему горячим ртом, смеясь, что-то шепча.

— Пусти, стерва! — старик рванулся и вплотную ощутил тугой живот снохи.

Она, прижавшись к нему, упала на спину, повалила его на себя.

— Черт! Сдурела!.. Пусти!

— Не хочешь? — задыхаясь, спросила Дарья и, разжав руки, толкнула свекра в грудь. — Не хочешь?.. Аль, может, не могешь?.. Так ты меня не суди!.. Так-то!

Вскочив на ноги, она торопливо оправила юбку, обмела со спины мякинные ости и в упор выкрикнула ошалевшему Пантелею Прокофьевичу:

— Ты за что меня надысь побил? Что ж, аль я старуха? Ты-то молодой не таковский был? Мужа — его вон год нету!.. А мне, что ж, с кобелем, что ли? Шиш тебе, хромой! Вот на, выкуси!

Дарья сделала непристойное движение и, играя бровями, пошла к дверям».

В истории человечества отмечены также случаи, когда демонстрации половых органов носила ритуальный характер и не имела сексуальной направленности. Такой жест известен под названием анасирма /anásyrma; греч. ανάσυρμα, букв. задирание юбки/. Он выполнял функции оберега, спасал от сглаза и даровал удачу. Терракотовые фигурки анасирмы, относящиеся к V-IV в.в. до н.э. во множестве обнаружены при раскопках древних Афин. По описанию историка Аполлодора, анасирма повсеместно применялась в культах великих богов Деметры и Диониса. В средневековой Ирландии женщины с помощью анасирмы отражали наступление вражеских войск. Жены землепашцев на Балканах останавливали засуху или вызывали проливной дождь, задирая юбки перед небесами. На одной из иллюстраций к басням Ж.Лафонтена изображена женщина, которая отпугивает дьявола обнаженным низом своего живота.

Шарль Эйзен. Илл.к басням Лафонтена. Издание 1762
Шарль Эйзен. Илл.к басням Лафонтена. Издание 1762

«Он пишет, что Карло совершает «обряд анасирмы». Речь идет о демонстрации женских гениталий божеству, с целью вызвать его благосклонность и смех, а по некоторым легендам, и предотвратить жуткие космические катаклизмы. Характерный пример анасирмы приводит Геродот, рассказывая о празднике в честь египетской богини-кошки Бастет в городе Бубастисе, в дельте Нила.» Э.Треви. Кое-что из написанного.

В определенной мере отголоски анасирмы сохранились до наших дней. Не раз высказывались предположения, что шотландская традиция ношения мужских юбок (килтов) на голое тело напрямую восходит к анасирме. Социальные психологи отмечают такое явление в современных молодежных субкультурах, как мунинг /англ. Mooning/ - публичная демонстрация обнаженных ягодиц. В зависимости от контекста, мунинг может выражать целую гамму чувств: протест, презрение, насмешку и др. Очень популярен в студенческой среде, как форма недовольства попытками преподавателей ограничить права учащихся. Впрочем, молодая либеральная профессура нередко отвечает юному поколению точно таким же образом. В результате процесс быстро принимает взаимный характер и превращается в карнавальное буйство на грани допустимого. Время от времени фотографии мунинга в ведущих университетах США и Великобритании появляются на страницах таблоидов и приводят в ужас благопристойных налогоплательщиков.