Очередное продолжение саги о том, как сложно ехать без билета на радиальных направлениях Мосузла, и об обстановке на направлениях в целом.
Белорусское направление МЖД и о безбилетном проезде там
Киевское направление МЖД и о безбилетном проезде там
Курское направление МЖД и о безбилетном проезде там
Следующим в этой саге будет Рижское направление.
Общая информация по направлению: контингент, подвижной состав, статистика.
Рижское направление является довольно немногочисленным в плане пассажиропотока, а сам Рижский вокзал и вовсе один из двух в Москве, который работает не круглосуточно, даже с учётом необходимости ночью убраться в здании вокзала. Второй такой вокзал - Савёловский.
Помимо немногочисленности электричек (из которых значительная часть следует транзитом в сторону Курского направления или наоборот), на направлении практически и нет поездов дальнего следования - ходит лишь поезд в Псковскую область, в Ригу, и по особым случаям - в Петербург через опять же Псковскую область с максимально затянутым временем хода - можно хоть отоспаться на двое суток вперёд.
Также, на направлении применяют разного рода "нано-технологии" при строительстве/ремонте платформ. Например, в Тушино сделали подогрев платформ (видимо, чтобы зимой дворники не занимались расчисткой снега). Работает ли она нынче - доподлинно неизвестно. А на Ржевской платформы сделали из какого-то неведомого материала, который, в конечном итоге, дважды спалил к чёрту всю остановку.
Подвижной состав на направлении полностью обновлён - по крайней мере, среди того, что ходит от/до Рижского вокзала, за крайне редкими исключениями, имеются только электропоезда ЭП2Д. Само депо, обслуживающее направление (включая некоторый транзит на Курское), фактически отдано на растерзание ЦППК, и, вроде как по слухам, ТЧ-17 Нахабино в классическом понимании существовать уже перестало, на его месте теперь работает ТЧ-97 (Курско-Рижское эксплуатационное депо). Со стороны Курского направления (депо Перерва) подвижной состав находится в стадии обновления, поэтому, пока транзитом ещё могут проскакивать старые поезда типа ЭД2Т.
Направление готовится стать частью МЦД-2, и, ровно как на Курском направлении, строятся новые платформы и усиленно готовятся к запуску существующие.
Контингент в электричках спокойный. Направление в плане оплаты проезда находится в лидерах, наряду с Киевским направлением, - в 2017 году проезд полностью оплачивали 73.2% пассажиров, а процент безбилетников равнялся 9.1% - самый низкий среди всех направлений Мосузла.
Контроль оплаты проезда.
Стандартный, в, примерно, 2-4 контролёра, характеризуется частым началом проверок ещё в черте Москвы (бывали случаи начала проверок билетов прямо с Курского вокзала). На участке Волоколамск - Шаховская может показаться, что контроль довольно серьёзный - это можно объяснить малым количеством пассажиров и малым количеством следующих до Шаховской поездов, бегать тут придётся почаще.
Мероприятия по пресечению безбилетного проезда проводятся не сильно часто, хотя, как изредка бывают и контролёры в каждом вагоне (каждовагонники), так и контролёры-кассиры особого назначения (кокон). Видимо, не столь целесообразно.
Проезд без билета до Волоколамска возможен приблизительно за 3 перебежки, до Шаховской, возможно, придётся бегать чуть ли не вдвое больше.
Меры по пресечению безбилетного проезда.
Как упоминалось выше, мероприятия проводятся нечасто, да и особого смысла в этом и нет - пассажиров немного, безбилетников совсем немного, подвижной состав новый, "стыдно не платить, вон, электрички купили", и всё в этом духе.
Турникетных линеек на направлении хватает, но они не установлены на каждой остановке сплошняком (по крайней мере, в черте Москвы). Особенно проблем доставляют турникеты жителям Нахабино, так как их количество не соответствует выходящему из электричек потоку, и некоторые из пассажиров просто идут мимо по путям в обход, несмотря на наличие билета.
На направлении присутствуют терминалы предварительной продажи билетов (ТППД), а также постепенно устанавливаются валидаторы - это такая вундервафля, чтобы открывать поездки по абонементам на N поездок (где нет турникетов), либо опять же - открывать поездку по купленным через приложение перевозчика билетам. Иными словами - назвать контролёру в поезде станцию/остановку, откуда вы сели, от балды не выйдет - в любом случае это обернётся с доплатой в 100 рублей сверху.
Заключение.
Рижское направление можно считать сравнительно скучным. Подвижной состав обновлён и однообразен, пассажиры - само спокойствие (видимо, этим же подвижным составом их и задобрили), городов тоже мало. В какой-то мере, можно считать, что после Истры идёт и вовсе сплошная глухомань.
Доехав непосредственно до Шаховской, можно пересесть на пригородный поезд до Ржева, который ходит раз в сутки, непосредственно во Ржеве раньше можно было доехать в Великие Луки, но сейчас, разве что, с пересадкой в Русаново, да и то, это уже будет слишком долго и нудно.