Инвестиции в создание летающих машин на сегодняшний момент измеряются сотнями миллионов долларов, реальных проектов становится все больше. В производство дронов начали серьезно вкладываться даже консервативные автоконцерны, такие как немецкий Daimler, Японская Toyota, китайская Geely. Даже российская компания Hoversurf и оружейный концерн «Калашников», представили концепты своих летающих разработок.
Так как же далек тот момент, когда мы увидим парящие в воздухе автомобили — вроде тех, что показывали нам в фантастических кинолентах «Пятый элемент», «Бегущий по лезвию», «Назад в будущее» или во II-м эпизоде «Звездных войн»? Давайте же попытаемся разобраться в этом вопросе на примере пятерки самых реальных проектов.
1. AeroMobil 3.0
AeroMobil начали разрабатывать в Словакии еще в 1990 году. В 2016 были завершены испытания данной модели. AeroMobil ездит и летает на бензине А-95. Расход в режиме «автомобиль» – 8л на 100 км. В режиме «самолет» 15л. за 1 час полета.
При движении по земле крылья сложены, и габариты составляют 6 метров в длину и 2,24м в ширину. Для взлёта нужна разгоночная полоса длиной 200-250 м и разбег до скорости 130 км/ч. Для посадки требуется 50 м ровного дорожного покрытия. Скорость автомобиля по трассе достигает до 160 км/ч, в небе — 200 км/ч. Для превращения из автомобиля в самолет необходимо около 20-ти секунд. Вместимость – 2 человека. Цена – 250-300 тыс. евро.
Данный летающий автомобиль уже возможно приобрести. Продажи стартовали с 2017 года.
2. Terrafugia Transition Flying Car
Данная модель аэромобиля разрабатывается уже давно - с 2006 года. Впервые он был продемонстрирован в автосалоне в Нью-Йорке в 2011 году. Скорость полёта составляет 170 км/ч при расходе 5 литров топлива в час, дальность 780 км. Скорость в режиме «автомобиль» достигает до 200 км/ч. Для взлета необходим ровный участок длиной около 550 метров. Топливом для Flying Car служит неэтилированный бензин. Емкость бака – 23 литра. Вместимость – 2 человека.
Конструкторы Terrafugia подумали и о безопасности и оснастили транспортное средство парашютом, который сработает в любой непредвиденной ситуации и плавно опустит аэромобиль на землю.
В 2018 году китайская Geely приобрела компанию Terrafugia и теперь активно работают над запуском данной модели в серийное производство к концу 2019 года. Уже открыты предварительные продажи. Цена данного летающего автомобиля составит около 300 тыс. долларов.
3. PAL-V Liberty
PAL-V Liberty это гибрид вертолета и автомобиля. Разработка данного аппарата велась 8 лет голландской компанией. Первый прототип был показан публике в 2012 году. Liberty оборудован 3-мя двигателями – один для передвижения в режиме «автомобиль» и двумя для использования в режиме полета. Скорость движения автомобиля по земле составляет 160 км/ч с расходом 7,5 л на 100 км. Скорость в небе – до 180 км/ч при расходе топлива около 26 л за час полета. В качестве горючего можно использовать авиационный бензин, а также АИ-95 и АИ-98. Объем бака составляет 100л. Превращается аппарат из автомобиля в вертолет за 10 минут, причем чтобы взлететь, ему нужна только взлетная площадка без полосы разгона.
Салон автомобиля-вертолета рассчитан на 2-х пассажиров. Данную модель аэромобиля разработчики оснастили автопилотом.
С 2015 года принимаются предзаказы от всех желающих приобрести PAL-V Liberty с депозитами от 10 до 25 тыс. долларов в зависимости от комплектации. На официальном сайте компании есть информация, что аппараты начнут доставлять в 2020 году. Цена такого аппарата в Европе составляет около 500 тыс. евро, в США около 600 тыс. долларов. Но, по словам производителя, будет запущена более доступная версия PAL-V Liberty - Liberty Sport, оцениваемая в 400 тыс. долларов.
4. Pop.Up
На Женевском автосалоне в 2018 году компания Airbus совместно с Audi представила образец автомобиля, способного превращаться в квадрокоптер. Pop.Up представляет собой модульную конструкцию, состоящую отдельно из шасси, пассажирского модуля и летательного аппарата.
Идея данного земно-воздушного аппарата заключается в том, что пассажирская капсула может вставать на специальную платформу с колесами для передвижения по земле.
Пассажирский модуль Pop.Up – это двухместная капсула длиной всего 2,6 м, высотой 1,4 м и шириной 1,5 м., изготовленная из карбонового волокна и весом 200 кг. Во время путешествия, в случае необходимости передвижения по дорогам, пассажирская капсула устанавливается на шасси со встроенным электрическим двигателем. Лопасти квадрокоптера, приводятся в движение также электродвигателем. И еще - Pop.Up это беспилотное транспортное средство, поэтому в салоне нет руля или педалей. Их заменяет большой ЖК-дисплей и система проекции информации на лобовое стекло. В процессе путешествия у пассажира есть возможность смотреть кино, слушать музыку или знакомиться с последними новостями. Эта информация будет выводиться прямо на лобовое стекло.
Максимальная скорость полета может быть не более 100 км\ч. Дальность полета не велика – всего 100 км. Но время заряда батареи для 2-х электродвигателей всего 15 минут.
Уже сегодня готовый экземпляр готов к тестам, которые согласованы на государственном уровне.
Предполагается, что первый серийный автомобиль будет создан к 2027 году.
5. CityHawk
В 2018 году Urban Aeronautics (израильская компания) представила прототип аэромобиля CityHawk. Этот образец кардинально отличается от своих предшественников.
Во-первых, в движение этот аэромобиль будет приводить водородный двигатель eVTOL. Единственным побочным продуктом работы данного двигателя будет ВОДА!
Во-вторых, из-за своих небольших размеров данный аппарат способен взлетать и приземляться практически в любом месте, а также перемещаться вертикально.
В третьих, салон аэромобиля может вместить до 6-ти человек.
В четвертых, этот летающий автомобиль не имеет выступающих роторов или лопастей, что делает его очень компактным. Винты спрятаны в кузов аэромобиля.
И, наконец, в пятых – этот аппарат оснащен самой высокой степенью безопасности в виде блока электроники и FCS систем, помогающим воздушному судну выполнить безопасную посадку в случае возникновения какой-либо неисправности или нештатной ситуации. Также данный неземно-воздушный аппарат оснастят парашютом, управляемым с кабины. По предварительным данным, скорость движения составит 270 км/ч.
По прогнозам, к 2026 году будет получен сертификат от FAA и Transport Canada на серийное производство CityHawk. Но первые полёты CityHawk намечены на 2022 гг.
Нужно добавить, что к управлению такими транспортными средствами как выше упомянутые будут допускаться лица, имеющие как права на управление наземным транспортом, так и права пилота.
Вывод из всего этого один - летающие автомобили уже не фантастика, а реальность!