Найти в Дзене
Кухонные посиделки

Люди спринтеры и люди марафонцы

картинка найдена на просторах интернета
картинка найдена на просторах интернета

Разговаривала тут со знакомым. Он жаловался, что ему катастрофически не хватает времени. Как собственно говоря, большинству из нас. У него собственная фирма, отбирающая время. Личная жизнь, опять же. Иногда еще и отдыхать надо. А полноценно отдыхать не получается. Так, чтобы хотя бы пару недель на все забить и рвануть на море.

Ну вот и поинтересовался он, не знаю ли я, как сделать так, чтобы все успевать.

Я то знаю. Только боюсь, что мой рецепт очень мало поможет.

Вопрос не во времени. И даже не в количестве дел. Вопрос в рассчитывании сил. Как у бегунов.

Когда спринтеры бегут короткие дистанции – они выкладываются по максимуму. На протяжении всей своей короткой дистанции. У них задача – тупо максимально быстро пробежать этот свой отрезок. И на финише остановиться. Долго бежать в спринтерском режиме совершенно невозможно. У тебя постоянно будут остановки.

Марафонцы ведут себя по другому. Они почти никогда не выкладываются на дистанции. Они бегут много медленнее спринтеров. Но бегут. Спокойно, размеренно. Не сбивая дыхание. И только приближаясь к финишу, в самый острый момент они могут позволить себе рвануть. Когда понимают, что финиш – вот он, рядом. И четко после него будет остановка.

И вот тут начинается интересная история. На короткой дистанции спринтер марафонца всегда обгонит. Он быстрый, он привык выкладываться по максимуму. Но если спринтеру придется бежать марафонскую дистанцию – то он проиграет. Потому что его движение – это рывки и остановки. Он на своих остановках теряет больше, чем марафонец на своем неторопливом, размеренном, но безостановочном беге.

Можно успевать все. Можно расширить время в сутках для того, чтобы уложить туда все свои дела. Просто для этого надо делать эти самые дела медленнее. Чтобы когда у тебя возникнет экстренная ситуация – ты мог бы ускориться. Мог бы выложиться. И успеть все.

Но для этого надо менять полностью свое понимание времени. И учиться оценивать собственные силы. Процесс перехода со спринтера на марафонца очень тяжел. Кто не верит – почитайте мемуары спортсменов – бегунов. Они там рассказывают о том, как сложно перенастроить не только тело, прежде всего психику. Когда ты не думаешь, что тебе надо все успеть, а четко понимаешь, что у тебя есть определенные задачи и их просто надо сделать. Ставишь те самые любимые мной приоритеты.

Увы, но это единственный способ. Если тебе надо бежать долго, значит тебе придется стать марафонцем. Или рухнуть на маршруте. Сойти с дистанции. Когда ты со своей привычкой к максимальным рывкам в один прекрасный момент надорвешься. Век спринтера недолог. Марафонцы бегают всю жизнь.

И так во всем. Люди, получившие неплохое высшее образование, очень хорошо знают, что оно реально дало им многое. Это самое высшее образование не дало им навыков действий на конкретной работе. Оно дало навыки учиться. Искать информацию, анализировать ее. А научиться уже конкретике – не так и сложно.

Проблема высшего образования в том, что оно занимает очень много лет. Целых пять. Иногда больше. Для того, чтобы дать ту самую базу. На которой вырастет профессионал.

А какие-нибудь курсы, посвященные конкретной профессии уже через полгода выпустят готовых специалистов. Готовых выполнять конкретные задачи. Но часто не способных видеть чуть больше, чем им предписывает профессия.

Хорошее базовое образование выигрывает всегда. При условии марафона. В спринтерском забеге оно часто бесполезно.

А у нас сейчас большинство работ подразумевают спринтерство. Быстро взяли проект, быстро его реализовали, быстро прыгнули дальше. Вся современная жизнь предполагает спринтерство. То самое клиповое мышление – это именно спринтерство. Быстрый рывок кратковременный и потом отдых. И все современные истории успеха – это всегда спринтерство. Напрягся, хапнул, расслабился. И не факт, что сможешь еще раз напрячься настолько, чтобы хапнуть

Когда я строила дом – мне с недоумением говорили, мол на фига тебе это надо? Дом – это же на всю жизнь. И постоянно ты будешь что-то делать. С домом, с садом. Так и получается. На всю жизнь. С точки зрения спринтеров я действовала неправильно. Надо было сделать рывок – и купить в ипотеку маленькую квартиру. Отделать ее, обжить. Потом купить квартиру побольше, расплатившись с первой ипотекой и взяв вторую. Потом созреть на ребенка. И выпасть на несколько лет из ипотек. Или, если не получится, то отказаться от ребенка. Потом опять идти, и опять расширятся, в очередной раз делая ремонт и т.д.

Дом тоже требует ремонта. Постоянно. Но у меня хороший дом. Он грамотно построен и он надежен. И да, там тоже надо что-то делать постоянно. Но не надо выкладываться, как я бы выкладывалась при ипотеках. Нет необходимости жить на максимуме. Чтобы потом на этом самом максимуме надорваться.

И с семьей то же самое. Мы вот на канале много рассуждаем, нужна семья – не нужна семья. Лучше одиночество или нет. Вкладываться в семью или не вкладываться. Ведь проще не заводить семью. Встречаться с девушкой год, два. Вкладываться в отношения. И деньгами и душей. А потом надоест или настанет какой-нибудь очередной кризис отношений, и можно спокойно расстаться. А потом снова начать. И снова. Как спринтеру, перемежать взрыв эмоций на дистанции отдыхом после финиша. Звучит классно.

Проблема в том, что после очередного отдыха вдруг может не оказаться сил снова выйти на старт. Молодость прошла, здоровье прошло, яркость эмоций – тоже. И ты остаешься один. В старости, в болезни. И понимаешь, что очередную дистанцию ты уже не пробежишь. Как бы тебе этого не хотелось.

А семья – она спокойней. Да, придется вкладываться постоянно. Но не в таком режиме, как в начале отношений. Да, кризисы придется преодолевать. И кажется, что легче все бросить и пойти дальше спринтером. Отдышаться и в бой. Собственно сама модель современной жизни навязывает нам этот выбор. Спринтером жить можно. И некоторое время даже намного лучше, чем марафонцем. У тебя каждый раз старт, эмоции. Каждый раз финиш и отдых. Семья, как марафон, такого отдыха тебе не даст. Но и столько сил не потребует.

К сожалению, многие из нас это начинают понимать только к тому возрасту, когда у тебя просто не хватит сил на старт. Хоть марафонцем, хоть спринтером. Был бы марафонцем – стартовать не надо было бы. Ты бы просто бежал дальше. Размеренно, ровно. Сколько надо, столько бы и бежал. Кстати, в отличии от спринтеров, марафонцам не нужно такое лошадиное здоровье. И марафоны бегают люди достаточно пожилого возраста. Марафон всегда бежать легче. А остался спринтером, затянул переход в другую лигу и все.

Если вам по жизни, как моему знакомому не хватает времени, не хватает сил и т.д. – начинайте учиться бежать марафоны. И все успеете.