Беседа с митрополитом Лимассольским Афанасием.
- Души детей, убитых при аборте, могут спастись?
- Я не Господь Бог, чтобы дать ответ на этот вопрос. Не знаю. Знаю только, что эти дети – невинные страдальцы. А каждый страдалец, особенно если это безгрешный малыш, не останется без Божией милости. Преблагой Господь не оставит его. Поэтому Бог устраивает здесь всё наилучшим образом – по Своему усмотрению. А вместо того, чтобы беспокоиться о спасении душ нерожденных младенцев, лучше задуматься о том, спасутся ли те, кто их умертвили. Да, когда происходит убийство, мы оплакиваем жертву. Но на самом деле вдвойне печалиться нужно об убийце – потому что он погубил не только другого человека, но и собственную душу. Убитый, вероятно, как раз спасется – именно через свою смерть. А вот убийца убил свою душу, и теперь ему предстоит великое покаяние и огромный духовный труд, чтобы снова обрести ее.
- А старец Паисий говорил, что души этих детей…
- Нет, он не сказал, что они не спасутся. Я знаю, о каком случае вы говорите. Да, ему было такое видение. Но он рассказывал это для того, чтобы показать нам, как несправедливо мы поступаем по отношению к этим деткам, которые могли бы родиться, принять святое Крещение и войти в Царство Небесное. А мы лишаем человека всего этого, ломая ему судьбу убийством и лишая возможности креститься.
- А дети, которые рождаются и почти сразу умирают, - если их успевают покрестить…
- Да, такие младенцы, если их окрестили, уже христиане. Неспроста существует такое понятие, как икономия в Церкви. Ребенок может быть крещен даже в воздухе! И многие благочестивые акушерки и врачи так делают. Когда очевидно, что новорожденный младенец обречён, его крестят прямо так, в воздухе. «Крещается раб Божий такой-то, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Всё, ребенок окрещён. И если всё-таки он выживет, священник довершит таинство.
- А после воскресения мертвых все эти дети…
- Ну конечно, они нас там будут ждать! Они ждут своих родителей, и будет масса неожиданных встреч…
- А что стало с теми младенцами, которых убил царь Ирод?
- Они – мученики, прославлены в лике святых, и мы празднуем их память. Младенцы-то -мученики, а вот что с Иродом стало – большой вопрос.
- Да, но ведь они не были крещены!
- Не были. Но и самой Церкви тогда еще не было. К тому же существует такое понятие, как крещение кровью. Есть святые, которые приняли мученическую смерть, не будучи крещеными, и Церковь считает за крещение их страдания за Христа.
Перевод Елизаветы Терентьевой для "Правмира"