Найти тему
Artfragment

«Наш Джексон Поллок»: кто такой Марк Брэдфорд

Оглавление

Пару работ Марка Брэдфорда можно увидеть прямо сейчас в Пушкинском музее на выставке «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное». А в Шанхае в Long Museum открылась персональная экспозиция художника. На ней представлены более 30 работ Брэдфорда, среди которых и та, которая впервые за более чем 10 лет покинула пределы Америки. Рассказываем, как в прошлом парикмахер удостоился чести представлять США на Венецианской биеннале.

Фрагменты экспозиции в Long Museum.
Фрагменты экспозиции в Long Museum.

— Искусством Марк Брэдфорд занялся уже в зрелом возрасте.

А до 30 лет зарабатывал на жизнь как парикмахер. С этой профессией художник, представлявший США на 57-й Венецианской биеннале, был знаком с детства. Мать Брэдфорда была совладелицей салона красоты в Лос-Анджелесе. Подростком будущий художник часто помогал ей в бизнесе, а позднее и сам получил лицензию парикмахера.

Марк Брэдфорд в своей студии, 2015. Photo by Jason Schmidt.
Марк Брэдфорд в своей студии, 2015. Photo by Jason Schmidt.

— Жанр, в котором работает Брэдфорд, сам он называет «социальной абстракцией».

Он создает широкоформатные картины, в первую очередь посвященные вопросам классового, расового и гендерного неравенства. Художник совмещает живопись с техникой коллажа, вводя в работы так называемые «инструменты современной цивилизации»: страницы из газет и журналов, вырезки из комиксов и рекламные плакаты. Брэдфорд создает многослойные работы, тем самым подчеркивая пестроту общества и сложность разворачивающихся в мире конфликтов.

«Отчеты о дожде», 2014. Сейчас работа выставляется в Москве в рамках выставки «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное».
«Отчеты о дожде», 2014. Сейчас работа выставляется в Москве в рамках выставки «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное».

— Марк Брэдфорд работает и в жанре инсталляции.

В 2017 году художник представлял США на Венецианской биеннале. Тогда перед входом в павильон он навалил гравий вперемежку с мусором. Инсталляция называлась «Пустошь» и символизировала стертую государственную границу. Еще один проект Брэдфорда на биеннале — «Завтра — другой день» — состоял из нескольких пространств. Так, в первом располагалась инсталляция Spoiled Foot. С потолка свисала черно-красная масса, обойти которую посетители могли по узкому проходу, прикасаясь к стенам. Тем самым художник хотел передать контакт с теми, кто отброшен на обочину общества.

Spoiled Foot, 2016.
Spoiled Foot, 2016.

— На выставке в Long Museum представлена гигантская скульптура «Митра».

Это первый раз, когда работа демонстрируется за пределами США. Огромный корабль Брэдфорд создал в 2008 году к выставке «Prospect.1 New Orlean». Его художник сколотил из деревянных обломков, уцелевших после разрушительного урагана «Катрина». Брэдфорд не случайно обратился к образу Ноева ковчега. Это одновременно образ опустошения и надежды, испытания и продолжения жизни.

«Митра», 2008.
«Митра», 2008.

— Про себя Марк Брэдфорд в интервью 2017 года для Interview Magazine высказался так:

«Определяя, кто я такой, не надо ставить запятых после слова художник: художник, активист, запятая, запятая, запятая... Определение того, что значит быть художником, должно быть расширено, чтобы охватить больше смысловых территорий. Это как быть черным. У меня никогда не было проблем с тем, что я черный. У меня есть проблемы с примитивными ассоциациями, с тем, что это значит для некоторых людей. Поэтому я просто говорю: «Мы не должны продолжать менять имена, мы просто должны требовать многогранности в интерпретации слов». Я просто художник, и, говоря это, я включаю столько смыслов в это слово, сколько я решаю включить».

-7

— Несмотря на то, что сам Брэдфорд стремится избегать определений, арт-критик Эндрю Голдштейн, анализируя творчество художников нового поколения, окрестил Брэдфорда «нашим Джексоном Поллоком».

Что касается аукционных успехов Брэдфорда, то они весьма весомы. Весной 2018 года на торгах Phillips работа художника «Helter Skelter I» была продана за $11,9 млн.

«Helter Skelter I», 2007.
«Helter Skelter I», 2007.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.