Однажды я пришла на лекции в университет, а моя юбка прогуляла. Она осталась дома по причине того, что я забыла её надеть...
И пришлось мне сидеть на занятиях весь день в пальто, потеть. Так как в те времена (в конце 1990-х) девушке не подобало являться на учёбу в свитере и колготках. Допускаю, что в современном мире никто бы и не обратил внимания на недостающий предмет туалета у студентки... Решили бы, что несусветный "look" так и был задуман...
Подобные случаи из серии - поднять подняли, а разбудить забыли - происходили частенько, так как просыпаться утром нам с соседкой по квартире было очень тяжело. После всех тех дискотек, которые заканчивались заполночь...
Иногда бывало, что - кое-как растолкав друг дружку, вяло собравшись, обувшись, позевав и потоптавшись в коридоре - мы выразительно смотрели друг на друга и ... оставались дома досыпать. Прогуливали первую пару...
Пропускать иногда занятия было, конечно, здорово. Но сразу же вставала проблема, как наверстать упущенное и где взять конспекты лекций... Перед началом сессии за качественными конспектами шла настоящая охота.
Наша подруга Оленька лекции не пропускала, исправно ходила на все. Свои записи всегда с радостью готова была нам предоставить, да что толку... Разобрать корявый Оленькин почерк было не под силу никому, кроме самой Оленьки...
Самые крутые конспекты, написанные крупным разборчивым каллиграфическим почерком, у нас на курсе были у Натуси, но к ней на кривой козе было не подъехать. К прогульщикам она относилась пренебрежительно, на все просьбы нерадивых студентов обычно отвечала категорическим отказом...
Меня Натуся всегда воспринимала положительно, я была ей симпатична, уж не знаю, почему, но это факт. Поэтому все страждущие упрашивали меня пойти к Натусе, а когда я геройски возвращалась, ликуя, с толстыми тетрадками под мышкой - быстро садились по очереди ... переписывать.
Да-да, конспекты тогда переписывали вручную. Первая копировальная техника в свободном доступе начала появляться лишь в середине моего обучения в ВУЗе, тогда уже подоспела возможность делать "ксерокопии" лекций... Домашние компьютеры еще были недоступны простым обывателям - ими начали постепенно обзаводиться только к концу моего обучения в университете. Помню, что дипломную работу мы уже набирали на допотопном, но всё-таки компе...
А до этого ни распечатать, ни найти что-либо в Интернете не представлялось возможным. Что это за зверь такой - Интернет - тогда и вовсе представления не имели, даже слова такого еще не знали...Информацию приходилось собирать по крупицам: конспекты, методички, библиотека...
В библиотеках мы протирали штаны нередко и подолгу, это была единственная возможность на должном уровне подготовиться к семинару или добротно написать реферат, курсовую...
Я была завсегдатаем городской центральной библиотеки, предпочитая её нашей студенческой. С третьего курса я практически прописалась в библиотеке еще и по причине того, что бОльшую часть основного предмета изучала самостоятельно.
Такая необходимость возникла потому, что на третьем курсе у нас начались занятия по фундаментальной для нас науке - бухучёту. А их вела жутчайшая лекторша, настоящая зверюга, с которой у меня сразу не сложились отношения от слова совсем.
Про этого преподавателя, Рожинову (фамилия изменена), нам старшекурсники еще на первом курсе зверские байки травили... Всё, увы, оказалось правдой.
Измывалась Рожинова над студентами по-страшному, и всё ей сходило с рук. Так как - помимо преподавания - вела она ещё и бухгалтерию всего института... Видимо, это неплохо у неё получалось. Раз все жалобы, поступавшие на эту гражданку в огромных количествах, спускали на тормозах.
На семинарах у Рожиновой я терпела изо всех сил, чтобы не сорваться... Очень напрягало и возмущало меня её хамское поведение небожительницы, которой всё позволено. Но где-то к окончанию третьего курса я все-таки не сдержалась, не смогла проглотить очередную несправедливую, язвительную, очень обидную "шпильку" в свой адрес... И что-то хмуро тявкнула в ответ. За что была тут же выгнана из аудитории и еще вслед припечатана нехорошими словами...
Потом такие стычки еще повторялись, меня всё чаще использовали как "девочку для битья", и я просто перестала ходить к ней на семинары. Не могла больше выносить ни её самодовольную физиономию, ни её звездную болезнь... Ходила только на лекции...
Хорошо сдать бухучёт на экзамене с первой попытки было почти утопичной задачей. Студентов она, вообще, за людей не считала и оскорбляла по-всякому. Придраться могла к любой мелочи... Только небольшое число любимчиков имело реальный шанс нормально "отстреляться". Удача могла сопутствовать ещё и тем, кто умел подхалимничать,"подлизывать" и угождать. А таким, как я, бывшим с ней в конфронтации, на положительный исход рассчитывать и вовсе не приходилось...
Но один раз мне чертовски повезло... Я с блеском "сдала" экзамен: успела очень шустро первой поднять руку в тот момент, когда Рожинова спросила: "Кто сегодня будет сидеть с моей дочкой?". И удостоилась великой чести побыть нянькой подле принцессы.
Присматривать в общаге за её малышкой (которая часто не ходила в детский сад) - это был абсолютный карт-бланш. Выхлопотать который мечтал любой холоп студент, но отжимали только единицы... Если похвально справлялся со своей миссией, то получал хорошую оценку автоматом. Избранные студенты из кожи вон лезли, проявляя чудеса беби-ситтерства...И зайкой скакали, и колесом ходили, и кашку варили: всё, что дитя пожелает...
Но в дальнейшем на такой счастливый случай надеяться не имело смысла, Фортуна - дама капризная...
Я с тоской вспоминала, как меня оставили на осень после первого курса вследствие завала экзамена по теории вероятности... Эту эпопею я уже описывала ранее в предыдущих частях. А тут мне, вообще, "светило" завалить диплом... Психологическая террористка Рожинова всяко бы не упустила шанс надо мной покуражиться...
Следовало что-то придумать, как-то выкрутиться. И я нашла-таки прекрасный выход.
Решила готовить дипломную работу под руководством другого преподавателя. Такое допускалось. Эта наставница была с соседней кафедры - экономического анализа.
С Рожиновой мой педагог, Томашевич (фамилия изменена), была в вечном противостоянии...Как силы добра и зла, как чёрное и белое, как Ксения Собчак и Анастасия Волочкова... По влиянию и возможностям эти две дамы были примерно на одинаковом уровне...И они даже периодически кропали вместе очередное научное эссе или статью.
Однако негласное соперничество между ними было всегда, и об этом знал весь народ на курсе.
Темы диплома в основном все были по основному предмету - бухгалтерский учёт, однако небольшой выбор был и по экономическому анализу, с элементами бухучёта. Вот я и выбрала "Анализ конкурентоспособности производственного предприятия".
Конечно, там были и анализ бухбаланса (вертикальный и горизонтальный), и некоторые другие бухгалтерские примочки, но наибольшая часть была связана с экономическими и финансовыми выкладками. И, в целом, тема оказалась очень ёмкой: я туда напихала и маркетинговую стратегию, и паблик рилейшенз (PR), и управление человеческими ресурсами... Короче, всего до кучи.
Работать над дипломом было интересно, исследования я проводила на предприятии, где проходила моя практика. Незаметно всерьёз увлеклась этим проектом и словила кайф от собственной дипломной работы.
Защитилась я на "отлично". Рожинова почти не делала попыток меня завалить, только задала поначалу один провокационный вопросец... Но Томашевич не дала мне и рта раскрыть, сама так отбрила Рожинову, что у той больше и охоты не возникло что-либо спрашивать. Остальные члены комиссии задавали вопросы исключительно по теме диплома.
Чисто из интереса зашла сегодня на сайт своего института, и что я вижу? Две мои "иствикские ведьмы" поныне работают на своих местах, и недавно даже совместно наваяли учебное пособие...
Ну, а я про своё студенчество могу ещё добавить пару штрихов...
Продолжение следует.