Вы любите рисовать? А рисовали в детстве на асфальте квадратики, солнышко, человечков? Старшие, при этом, не говорили вам, что если больше рисовать, будет лучше получаться?
А теперь эти старшие возмущаются от обилия уже не детского творчества. Даже ругаются и угрожают, но не всем, а только тем, кто называет себя стритмастерами, граффитистами, райтерами.
Древние граффити представляли собой политическую риторику и лозунги, содержали латинские проклятия, магические заклинания, признания в любви, алфавит, литературные цитаты; граффити в Помпеях изображали, к примеру, извержение Везувия.
Большей частью древнерусские граффити — это записи на стенах храмов. В Новгороде сохранилось 10 граффити XI в., около 300 граффити XI—XV вв. имеется в соборе св. Софии в Киеве, содержащих как рисунки, так и текст.
Зарождение отечественного граффити движения произошло в 1980-х годах. Этому способствовала информация, поступавшая лавинообразно с популяризацией интернета, а также использование граффити в шоу-рынке и коммерческих целях (реклама на ТВ и в журналах). Баллончики с краской стали более доступны по цене для молодежи, и граффити охватило улицы городов. Первый российский граффити-магазин был открыт в Твери в 1992 году.
С целью показа реального уровня российского уличного искусства стали проводится фестивали в крупных городах России, Беларусь, Украины. Во многих странах и городах есть свои известные художники, создающие на улицах настоящие шедевры. Так, художником–самоучкой Владимиром Овчинниковым в Боровске Калужской области создана целая галерея настенных рисунков оригинального стиля. Это стало причиной своеобразных туристических маршрутов по городу.
Однако, имеется и негативная сторона в этом, одном из самых актуальных форм художественного самовыражения. В большинстве стран мира, нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения на то владельца данной собственности считается вандализмом и карается по закону.
Граффити также используются как сигнал банды для маркировки территории или служат как обозначение или «тэг» деятельности этой самой банды. Все это, безусловно, заботит блюстителей порядка.
Опыт борьбы с граффити, как проявлением вандализма, уже имеется. Так, в Нью-Йорке существует специальное подразделение полиции по борьбе с уличными художниками, в Белоруссии к нарушителям применяется система штрафов и даже лишение свободы, в Перми затраты по ликвидации «художеств» на стенах оплачивают собственники зданий. Что делать, когда в одном отдельно взятом городе (Минске), в один год (2010) подростками с баллончиками и маркерами было повреждено более 2 тысяч фасадов жилых домов!
За кисть или за баллончик с краской может взяться любой, но одни по своим способностям нарисуют Деву Марию с младенцем, а другие – лишь «нечто» буквами, да и то с ошибками. Агрессивные рисунки плохо воспринимаются. Причем агрессивность может выражаться не только в сюжете, подборе красок, но и в том, насколько все вместе гармонирует с городской средой.
В свою очередь и правовое законодательство зорко нацелено на соблюдение норм и правил общежития, общественного порядка и спокойствия граждан.
Так, где же та тонкая грань между игнорированием правил приличия, благопристойности, проявлением низкой культуры, эгоизма, пренебрежения к интересам общества и удовлетворением индивидуалистических потребностей, самоутверждением?
Вряд ли в отделении полиции подростку удастся грамотно и аргументированно пояснить, что непристойных надписей на заборе он не делал, намерений повредить чужое имущество не имел, целей осквернения не преследовал. Цена неудачного шедевра может оказаться значительно превышающей баллончик с автомобильной краской. Возмещая причиненные убытки, могут, к примеру, заставить и весь подъезд перекрасить и поставить вопрос о переселении в другое жилище.
Нелегал в Москве – это не только вандализм, не только раскрашенные электрички, загрязняющие городские стены тэги, разрисованные заборы вдоль железных дорог. Впрочем, качественного нелегала в Москве в сотни раз меньше, чем легала.
Так, все же, запрещать или разрешать, где же золотая середина? Хотя граффити и средство самовыражения, но нельзя отдавать город под размалевывание. Город тоже нуждается в правовой защите. Поначалу одним из методов борьбы с уличными художниками было предложение поучаствовать в акции по раскрашиванию стен зданий детских садов. Эксперимент удался к обоюдному положительному результату. И тогда стали предлагать бетонные заборы строек, стены тепловых пунктов, мусоросборников и тому подобное.
В современной Москве объектами стрит-арта, как стали называть уличное искусство, никого не удивишь. Сегодня появились профессиональные мастера, работающие в данном направлении вполне легально, часто по заказу городских властей. Стрит-арт фестивали так же стали довольно распространенным явлением, уже есть положительный опыт по проведению арт-фестивалей граффистов, им выделяются серые стены, с ними занимаются профессиональные художники.