«Взять языка» означает захватить в плен военного противника, чтобы заполучить данные обо всех проектировках недоброжелателя, координатах дислокации вражеских отрядов, военного снаряжения, огневых позициях и многом другом. Самые ценные источники информации – это, конечно же, офицеры. Но зачастую в плен попадались военнослужащие нижних рангов.
Для взятия языка применялись разноплановые способы. Самым часто встречающимся и, скорее всего, довольно опасным являлся молниеносный бросок малочисленной разведывательной группы на передовую врага. Применялся данный метод в тех случаях, когда нужно было незамедлительно завладеть информацией о враге, а временем на подготовительный этап наиболее комбинационной операции не обладали.
В ход шли и иные методы. Наибольшую результативность показывали засады на ориентировочном маршруте неприятеля. Вот для общего представления два наглядных примера. В первом случае – наступательные действия, во втором – в обороне.
В декабре 43-го года неподалеку от Орши подготавливалось наступление 173-й стрелковой дивизии. Германские и советские позиции разделяла нейтральная полоса, ширина которой достигала 1 км и по ней проходила балка (по ней немецкие захватчики небольшими группами ходили за водой).
В ночные часы наши солдаты во главе с сержантом Котовым подобрались к заграждению неприятеля. По тропинке к пруду фашистов ждала засада (четверо бойцов – у заграждения, оставшиеся – у пруда).
Спустя время трое немецких солдат отправились за водой, а пятеро ждали у проволоки. И как только первые немцы оказались у пруда, наша разведывательная группа тут же взяла одного в плен. А четверо наших разведчиков расстреляли оставшихся у ограждения фашистов. Полученная информация посодействовала в наступлении с минимальными потерями.
Второй пример – засада по дороге разведывательной вражеской группы (Волховский фронт, 21 января 44-го года). Младший лейтенант Глухов (командующий стрелкового взвода) вывел 14 человек, из которых шестеро – нападающая группа, а восьмеро – огневая.
Спустя время появилась немецкая разведывательная группа. Впереди шли 4 немецких противника, а сзади – порядка 20. По команде Глухова наша огневая разведка открыла огонь по главным фашистским силам и забросала их гранатами. А наша нападающая группа взяла в атаку авангард неприятеля и двух языков.
Такие решительные и смелые действия наших советских военнослужащих превратили немецкую разведку в добычу. И что характерно, мастеровитую засаду на Волховском фронте организовал обычный стрелковый взвод.