Маленький остров у берегов Африки (Канарские острова, Тенерифе), тот самый рай для отдыхающих, в этот день стал местом самой крупной трагедии в истории гражданской авиации.
Лос Родеос - небольшой аэропорт, расположенный в горах острова. Он не предназначен для приема крупных воздушных судов. В день там садятся и взлетают несколько небольших самолетов. Но этот день выдался совсем не обычным.
12.00
Самолет Боинг 747 авиакомпании "Пан Америкэн", вылетевший рейсом 1736 из Лос-Анжелеса к тому времени находился в двух часах полета от Канарских островов. На борту 378 пассажиров.
12.30
Командир Боинга Виктор Грапс получает срочное сообщение от авиадиспетчера. В аэропорту Гранд Канариан, где они должны сесть - взорвана бомба. Их перенаправляют на ближайший остров в Лос Родеос. Из-за этого взрыва на остров перенаправили не только Боинг "Пан Америкэн".
13.38
Рейс 4805 компании "КЛМ" из Амстердама садится на остров раньше американского Боинга. Его также перенаправили на этот остров.
Аэродром на острове Тенерифе маленький. С одной взлетно-посадочной полосой. И находится над уровнем моря на высоте 632 метра. С гор часто опускается густой туман. Но пока погода солнечная. Хотя ситуация может измениться в любую минуту.
Авиадиспетчеры аэропорта не привыкли работать с большим количеством самолетов, тем более с огромными лайнерами. В этот воскресный день в аэропорту дежурят всего два диспетчера. Сам аэропорт открыт в 1941 году и оборудован он, даже по тем временам, слабо. Радар для наблюдения за самолетами на земле отсутствует. Кроме того, этот день не горят центральные огни ВПП. Аэропорт едва управляется с 5-ю большими авиалайнерами.
14.15
Приземляется Боинг 747 компании "Пан Америкэн". Его ставят рядом с самолетом "КЛМ". И никто не знает сколько времени предстоит тут находится, пока будет открыт аэропорт "Гранд Канариан". Пассажирам не разрешают покидать самолет, так как залы ожидания переполнены.
14.30
Последствия взрыва на Гранд Канариан устранены. Пассажиры и экипаж "Пан Америкэн" думают, что скоро смогут взлететь. Однако сделать этого они не могут. Перед ними, на рулежной дорожке дозаправляется Боинг компании "КЛМ". 55 000 литров топлива будут заливать в баки более 30 минут. Но и после заправки разрешения на взлет так и не дают. Без объяснения причин, испанские власти еще на 2 часа задерживают вылет самолетов.
16.56
Командир самолета "КЛМ" просит разрешения вырулить на взлет. Через 2 минуты диспетчер дает разрешение. Но погода начинает стремительно меняться. Весь аэропорт погружается во мглу из-за тумана. Самолет "КЛМ" выруливает на взлетную полосу. На его борту 248 пассажиров и членов экипажа. Диспетчеры дают указание проследовать до конца полосы, развернуться на 180 градусов и ожидать разрешения на взлет. Видимость в этот момент - до 300 метров. Диспетчеры, из-за тумане, не видят самолетов с которыми они работают и на помощь радара надеяться не приходится, его просто нет. Все происходит только посредством радиосвязи.
17.02
Диспетчеры разрешают самолету "Пан Америкэн" вырулить на взлетную полосу сразу за "КЛМ". Затем говорят летчикам, чтобы те проследовали к третьему съезду, сошли с полосы и ждали. Погода продолжает ухудшаться.
17.04
Самолет "КЛМ" разворачивается на 180 градусов и готовится к взлету. В это время американский Боинг движется по ВВП ему навстречу. Летчики пытаются найти третий выход, но из-за сильного тумана они почти ничего не видят из окна кабины.
17.06
Капитан "КЛМ" Ван Зантен отпускает тормоза, чтобы поднять самолет в воздух. Лайнер движется по той же полосе на которой, на расстоянии 1400 метров, еще находится американский Боинг.
17.06.18 сек.
Диспетчер дает указание самолету "КЛМ" - ждать! Но они не ждут. Капитан дает взлетный режим двигателям.
17.06.45 сек.
Второй пилот "Пан Америкэн" смотрит в окно и приходит в ужас от того, что видит. Лайнер "КЛМ" весом более 300 тонн мчится прямо на них. На борту американского самолета - 396 человек (пассажиры и члены экипажа). Единственная возможность спастись - как можно быстрее свернуть в сторону. Капитан дает полный газ и пытается уйти влево с взлетной полосы. Но уже слишком поздно.
17.06.50 сек.
Лайнер "КЛМ" на скорости 290 км/час врезается в американский Боинг. Казалось, что взорвался сам воздух. Тут же вспыхнуло пламя.
Диспетчеры слышат взрыв, но из-за тумана ничего не видят и им не удается связаться с самолетами по радио.
Врезавшись в самолет "ПанАм" Боинг "КЛМ" сносит его верхнюю часть и после столкновения продолжает двигаться в нескольких метрах над взлетной полосой.... После чего Боинг "КЛМ" разрушается и взрывается..... Диспетчеры подают сигнал тревоги. На этих кадрах пожарные пытаются погасить пылающий борт "КЛМ".
Обнаружить живых им не удается. Но из-за тумана они не видят, что в 500-х метрах от них горит американский Боинг. Поврежденный лайнер не может двигаться, но его двигатели работают. Через несколько секунд раздается взрыв. Самолет начинает разваливаться. Второй взрыв разрушает его центральную часть. Из 396 человек, находящихся в этом самолете, уцелел только 61.
В общей сложности, в результате катастрофы, погибло 583 человека.
Перечитал пост и стало как-то не по себе. Дальше сегодня писать не буду, но обязательно напишу про результаты расследования этой трагедии. А еще задумался, вот почему на Западе не скрывают(ли) катастрофы? Это на предмет того, что про катастрофы в СССР нет почти никаких фото данных. Все засекречено.
Прошу прощения за качество фотографий. 1977 год.
Удачи всем и.... Берегите себя!