Этот блог посвящен, конечно, тому, как одеты книжные герои. Но сегодня особенный день: сегодня, 6 сентября, день рождения моего любимого художника Юрия Пименова. Его картины для меня праздник. Они вообще праздник для любого, кто любит винтаж. А еще точнее, они в принципе - праздник.
Это была разминка. Теперь вы, наверное, тоже влюблены в картины Пименова, и сейчас мы разберем сразу три его полотна. Вот они подряд в галерее, листайте:
Картина "Новая Москва" так запомнилась зрителям (полотно приобретено в собрание Третьяковской галереи и неоднократно экспонировалось на международных выставках), что художника дважды просили исполнить вариацию на тему. Две последующие картины не так известны, но не менее привлекательны.
Итак, "Новая Москва". По мнению искусствоведов, считается одной из лучших картин 1930-х годов; в поэтической форме выражает новый уклад жизни в СССР. Без сомнения, подавляющее большинство советских женщин могло только мечтать о собственной машине. Даже среди артисток свои автомобили имели далеко не все, не говоря уже о представительницах менее оплачиваемых и пригретых властью специальностей. Историк Сергей Иванников определяет социальную принадлежность героини картины к номенклатурной верхушке. Однако номенклатурный мир в 1930-х годах — мужской. Поэтому он предполагал, что женщина — супруга высокопоставленного представителя номенклатуры. Таким образом, "Новая Москва" становится описанием не всей московской жизни - а лишь одной ее части: мир доступных благ уже открылся для представителей правящей элиты, в то время, как для всех остальных он (пока еще/совсем и навсегда (нужное подчеркнуть)) закрыт. Тут же Иванников отмечает, что героиня картины вряд ли доживает в своей квартире до конца этого, 1937-го года.
Теперь о стиле: героиня показана со спины, лица мы не видим (мы только знаем, что для всех картин Пименову позировала его жена), ее волосы острижены коротко по моде, и по моде же уложены мягкой волной. Она одета в белое платье в красный и синий цветочек, с оборками у выреза и высокими пышными рукавами.
О второй картине говорили, что на ней изображена та же женщина: манера укладывать волосы и носить головной убор по-столичному, чуть набок, хорошо посаженная по фигуре одежда, уверенность, с которой она управляет машиной - вот подтверждения этого мнения. А мы не знаем, она или не она. Мы с вами собрались, чтоб говорить о моде.
Третья картина изначально должна была отображать тут же улицу, что и первая, то есть Охотный Ряд. Однако художнику захотелось изобразить, как разросся город, и какие новые объекты появились на его улицах. Потому в качестве локации был выбран Крымский мост.
В отличие от предшественниц, эта девушка смотрит на зрителя через зеркало заднего вида. Она носит современную прическу и современное платье: прямого кроя из ткани с абстрактным узором на фоне полоски. У платья очень короткие прямые рукава - или вовсе нет рукавов, а есть только узкая декоративная полоска.
Автомобиль вот только подкачал: судя по всему, это всё та же старая открытая модель, в то время как машину окружают новые разноцветные закрытые автомобили. Но, как вы понимаете, в этом-то и прикол.
С днем рождения, Юрий Иванович!
Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах". Я еще и про Аксёнова и Оттепель пишу.