Найти тему
Радио Голос надежды

Вера во Второе пришествие Христа

____________________________________________________________________

Основы христианского вероучения

Цикл статей - 42/60

Цикл статей "Основы христианского вероучения"
Цикл статей "Основы христианского вероучения"

Ведущая: В предыдущей беседе у нас шла речь о посмертной участи человека. Вы говорили, что, согласно учению Священного Писания, говорить о каком-то сознательном существовании отдельной от тела нематериальной субстанции невозможно, тем не менее, во многих религиях, в том числе и в христианстве, сложилось довольно стойкое убеждение в бессмертии души. Мне кажется, что даже на психологическом уровне это учение является своего рода фактором защиты от страха перед неминуемостью и неотвратимостью смерти.

Зайцев Е.В.: Вы знаете, то, чему на самом деле учит Библия относительно посмертной участи человека, обладает не меньшей защитной функцией. Речь идет о Втором пришествии Христа в этот мир и воскресении мертвых, событии, которого ожидали праведники всех времен.

Ведущая: Скажите, а тема Второго пришествия связана только с Новозаветной эпохой или ее можно обнаружить уже и в Ветхом Завете?

Зайцев Е.В.: Очень интересный вопрос. Как это не парадоксально, но уже в Ветхом Завете, хотя еще не состоялось первое пришествие Христа, можно отчетливо видеть элементы, относящиеся ко Второму пришествию. Вера во Второе пришествие Христа всегда выражала чаяния согрешившего человечества о возвращении утерянного рая. Этой верой жили еще патриархи. О Втором пришествии Христа «…пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми"» (Иуд. 14-15). Славного дня явления Господа в этот мир ждал и многострадальный Иов: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов 19:25-27). Тема Второго пришествия Христа и воскрешения мертвых явно прослеживается и в пророчествах Исаии: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25:8-9; см. также Ис. 26:19). Величественно, с использованием многочисленных образов, представлена сцена пришествия Господня в молитве пророка Аввакума: «Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее - как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!...» (Авв. 3:3-13).

Ведущая: Удивительно, сколько интересных текстов, относящихся к теме Второго пришествия, можно найти на страницах Ветхого Завета. Но наверное свое полное развитие эта тема получает в свете спасительной миссии Иисуса Христа в Новом Завете?

Зайцев Е.В.: Совершенно верно. Хотя первое пришествие Христа уже ознаменовало начало реализации принципов Царствия Божия, тем не менее, в евангелиях и апостольских посланиях подчеркивается, что окончательное разрешение проблемы зла, греха и смерти еще ждет своего часа при парусии (парусия с греч. – пришествие). В ту минуту, когда ученики Иисуса Христа пребывали в состоянии смущения и тревоги, Он заверяет их словами надежды: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:1-3). Такой же живой надеждой окрыляло сердца первых последователей Христа и обетование, произнесенное ангелами при вознесении Христовом: «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:10-11).

Ведущая: А какое место занимала весть о Втором пришествии Христа в ранней церкви?

Зайцев Е.В.: Ведущее. Второе пришествие Христа на землю и будущее воскресение мертвых фактически составляло основу проповеди ранней церкви. В этой проповеди звучала весть утешения и надежды для всех скорбящих, для всех потерявших по причине смерти своих дорогих и близких. Вот как об этой надежде пишет, например, апостол Павел: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:13-18). Павел проповедует филиппийцам: «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего, Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Фил. 3:20-21). А вот с какой уверенностью пишет о Втором пришествии Христа и о необходимости святости и благочестия для всех, ожидающих его, апостол Петр: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:10-13). Исследователи согласны с тем, что именно благодаря этой уверенности и посвященной проповеди о скором Втором пришествии Христа в мир, учение христианской церкви сравнительно быстро распространилось по всем уголкам тогдашней Римской империи. О Втором пришествии пишет и апостол Иаков. В условиях социальной несправедливости и неравномерного распределения материальных благ апостол призывает верующих сохранять терпение: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак. 5:7-8).

Второе пришествие Христа, рисунок из интернета
Второе пришествие Христа, рисунок из интернета

Ведущая: Я заметила, что, когда говорят о конце света, очень часто ссылаются на Апокалипсис. Что говорится в Апокалипсисе о втором пришествии Христа?

Зайцев Е.В.: Тема Второго пришествия Христа является квинтэссенцией и заключительной книги Библии Апокалипсиса или Откровения. Уже в самом начале книги Иоанн пишет: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:7-8). Завершается книга торжеством Божьей любви и справедливости, описанием «нового неба и новой земли». Наконец-то все мечты и чаяния страдающего человечества осуществляются: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр. 21:4-5).

Ведущая: На протяжении многих веков всех верующих христиан не переставал волновать вопрос: когда же должно произойти это событие? Когда Христос придет на Землю во второй раз?

Зайцев Е.В.: Именно этот вопрос волновал и учеников Иисуса Христа. В 24-ой главе евангелия от Матфея описывается очень важная для нашей темы история. Однажды Христос со своими учениками проходили мимо храма, и ученики еще раз обратили внимание на величественные здания, которые составляли гордость иудейской нации. Неожиданно Иисус Христос произносит слова, которые ошеломили учеников: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24:2). Естественно, ученикам не терпелось узнать, что же хотел на самом деле сказать их Учитель. Разрушение храма казалось им настолько нереальным, что отождествлялось ими лишь с концом света. Когда все вместе они присели отдохнуть на склоне Елеонской горы, их первый вопрос был: «скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (3 ст.)

Ведущая: Получается, что для апостолов разрушение храма ассоциировалось с концом света?

Зайцев Е.В.: Да, видимо апостолы полагали, что лишь конец света может стать причиной разрушения Иерусалимского храма. Христос не стал их в этом разубеждать. Грядущая судьба Иерусалима была Ему открыта, но это была настолько страшная судьба, что ученики вряд ли смогли бы вынести подробный рассказ о ней. И Христос ответил на заданный вопрос, искусно вплетая в рассказ о знамениях последних времен признаки падения Иерусалима.

Ведущая: Разрушение Иерусалима и иудейского храма произошло в 70 г. н.э. Это исторический факт. Т.е. предсказание Христа исполнилось буквально. Но с тех пор прошло уже почти 2 тыс. лет, а второе пришествие так и не наступило. Так когда же оно будет?

Зайцев Е.В.: Вы знаете, этим вопросом задается каждое поколение верующих христиан. Вопрос этот тем более актуальней, чем дальше уходит история от апостольских времен. Не секрет, что со временем характер эсхатологических ожиданий христианской церкви значительно поменялся. Так, Августин в V веке развивает идею, согласно которой царство мира, добра и справедливости должно быть установлено на земле и связано это с Церковью, с торжеством ее идей и принципов. Эта идея в последующем была развита известным средневековым богословом Иоахимом Флорским (XII в.), учившем тому, что пришествию Христа во славе и величии должно предшествовать так называемое renovatio mundi – обновление мира.

Ведущая: Известно, что хотя идея видимого и реального Второго пришествия Христа на Землю со временем в историческом христианстве потускнела, тем не менее, как в Западной, так и в Восточной церквах периодически возникали эсхатологические движения, которые подчеркивали близость конца этого греховного мира и пришествие Избавителя.

Зайцев Е.В.: Да, вы правы. В качестве наиболее ярких примеров можно привести Радикальную Реформацию XVI века в Западной церкви, ожидание конца света Русской Православной церковью в 1492 году. Тогда, согласно церковному летоисчислению, должна была закончиться седьмая тысяча лет от сотворения мира, и должен был прийти Христос. В конце XVIII – начале XIX вв. отмечается новая волна повышенного интереса к идее приближающегося Второго пришествия Христа. Католический священник Мануэль де Лакунза пишет книгу «Пришествие Мессии во славе и величии», которая переводится на многие языки и распространяется как в Старом, так и в Новом свете. Взгляды лютеранского богослова Иоганна Бенгеля на Второе пришествие Христа оказывают глубокое влияние на богословские круги Германии и Англии. Среди наиболее ярких проповедников о приближающемся Втором пришествии Христа в этот период в Европе можно назвать шотландского проповедника Эдварда Ирвинга, выдающегося британского миссионера Иосифа Вольфа, швейцарского богослова Льюиса Гауссена, лютеранского богослова Иоганна Рихтера и многих других.

*******

Полная версия радиопрограммы

-------

Если вам понравилась статья и Вы хотите читать наши другие публикации - подписывайтесь на канал Радиотелецентр "Голос надежды".
А также не пожалейте сил и нажмите "Палец вверх" и/или поделитесь нашей статьёй с Вашими друзьями в соц.сетях.
Хотите узнать ещё больше интересного? Заходите на наш сайт, а на канале YouTube найдёте много видео на разные темы.
А ещё мы приглашаем Вас в бесплатную Заочную Библейскую Школу!