Найти тему
ИНОЙ ПАРАЗИТ

Произведение искусства, легендарный истребитель...

Оглавление

"Мой истребитель был для меня все равно, что меч для самурая. Я ощущал его как собственное тело". Вот что писал один из японских опытных пилотов о своём "Зеро".

Имперские запросы

Ещё в начале 20-го века у страны восходящего солнца разыгрался аппетит, увидев какие бескрайние вкусные территории, находятся рядом. Императорское руководство, в будущем, рассчитывало захватить всю Азию и выдвинуться на запад, и захватить часть СССР (Сибирь). Для этого, японцам нужна была передовая армия и флот, а также авиация. Чтобы преуспеть в развитии своих военных технологий и армии, японцы подходили к этому разносторонне и рассылали своих талантливых специалистов по разным странам, чтобы те, в свою очередь, получали знания о новых технологиях и учились у будущих врагов. Японские пилоты учились в лётных школах разных стран.

С чистого листа

7 июля 1937 года, началась война с Китаем. В то время когда Япония начала захват Китая, в бой пошла японская авиация. Бомбардировщики действовали на больших дистанциях от своих аэродромов, не имея сопровождающих истребителей, несли серьёзные потери от китайских И-16 "Ишак" и И-152/153, которые передавались в качестве военной помощи от СССР. Японское командование, постоянно анализировало различные военные действия с применением авиации и пришло к выводу, что необходим новый подход в самолётостроении, с более новым технологическим рывком. Таким образом, ВМФ, сформировал техническое задание, на разработку истребителя с большим радиусом действия, хорошим вооружением и невыполнимыми на то время, лётными характеристиками.

По сути, когда на две фирмы Митсубиси Дзукогё и Накадзима Хикоки К.К. было передано техническое задание. Инженеры фирмы Накадзима, сразу отказались от невыполнимого задания, военное руководство даже не удивилось этому, потому что проект действительно являлся сложным. И только один завод Митсубиси, под руководством опытного 34-х летнего конструктора Дзиро Хорикоси, взялся за разработку этого сложного, по всем параметрам проекта.

Для разработки прототипа на первом этапе, были привлечены иностранные специалисты из-за рубежа. На основе прошлой модели палубного (тип 96) A5M, начали вести разработку нового истребителя. Хорикоси набрал команду талантливых инженеров, чтобы реализовать проект. Инженеры работали в таких направлениях как: математические расчёты, разработка планера, установка двигателя, установка вооружения и разработка шасси. В итоге, получился очень удачный самолёт, не похожий ни на одну предыдущую разработку.

Техническое задание

Само техническое задание было таким. Скорость не менее 500 км/ч на высоте 4000 метров. Подняться на высоту 3000 метров, самолёт должен был за 3 мин 30 секунд. Также были особые требования ко времени полёта. Топливо должно было хватать на 1.2 - 1.5 часов полёта на высоте 3000 метров, на режиме форсаж с максимальной нагрузкой. С дополнительным баком, истребитель должен был держаться в воздухе на режиме форсаж 1.5 - 1.8 часов, а в режиме экономии до 8 часов полёта. По лётным характеристикам, новый самолёт, должен был превосходить A5M. Вооружение должно было состоять из 2-х 20 мм пушек и 2 пулемётов калибра 7.7 мм. А бомбовая нагрузка должна состоять из возможности подвеса 30 и 60 кг бомб. Также, новый самолёт должен был быть снабжён радиостанцией и радиопеленгатором, кислородным оборудованием для пилота и противопожарной системой. По поводу массы самолёта, не было ограничений, этот горький опыт был учтён военным командованием.

При прошлом тех. задании были ограничения по массе и после разработки прототипа 7-Си, при испытательном полёте истребитель разбился и погиб опытный пилот.

Двигатель

Двигатель был выбран не случайно, требования были простыми. Силовая установка должна производиться серийно и по размерам должна выписываться в концепцию будущего проекта. На тот момент японская промышленность выпускала три версии двигателей. Митсубиси Дзуйсен-13 887л.с. Накадзима Сакаэ-12 мощностью 938л.с. И Митсубиси Кинсей-42 мощностью 1014 л.с. у земли и 1085 л.с. в небе. По логике вещей, Хорикоси выбрал самый мощный двигатель Кинсей-42, но военные, порекомендовали его не ставить, так как у него была слишком маленькая удельная мощность. Тогда Хорикоси выбрал Дзуйсен-13 из-за своих личных принципов, не поддерживать двигатель фирмы конкурента. Возможно, это могло бы улучить лётные характеристики будущего самолёта.

Корпус

Для разработки корпуса был использован дюралюминий класса, 75S который был лучше американского дюралюминия класса 24S на 40%. Но 75S имел недостаток, он быстро ржавел. Военное руководство Японии, не признало это недостатком. Так как самолёты были рассчитаны на 5 лет эксплуатации, а в военное время и вовсе на несколько дней.

Первый прототип

16 марта 1939 года A6M2 был построен, после долгих скрупулёзных работ, продолжавшихся почти год. Далее был первый полёт 1 апреля 1939 года, который прошёл после проверки на земле всех механизмов задействованных в управлении самолёта и также был протестирован двигатель. На третий прототип военные ВМФ, настоятельно порекомендовали поставить двигатель фирмы Накадзима Сакаэ-12. Тем самым увеличили скорость самолёта. Чтобы внедрить новый двигатель в A6M2, Хорикоси пришлось сделать много изменений. Для чего было это упорство, когда всё ровно двигатель конкурентов, ставили на последующие модели самолётов. Производство самолётов поставили на поток на заводе №3 (Дай Сан Кокуки Сейсакусё) в Нагое. Самолёту A6M присвоили официальное обозначение Тип 0. Обычно истребитель назвали Рей-Сен ("рей" по-японски ноль) или Зеро-Сен. Союзники дали ему прозвище "Зик" (Zeke) экспериментальный палубный истребитель. Самолёт получился настолько удачный, что все лётчики кто на нём успел полетать, рассказывали о невероятной манёвренности и высочайших лётных характеристиках. Слух о хороших отзывах дошёл и до руководства ВМФ и те сразу же поспешили издать распоряжение, чтобы новый истребитель начал поступать в войска. Конструкторы пытались донести до руководства, что самолёт ещё требует доработок, но данный посыл был пропущен мимо ушей.

Первое применение в бою

Первые 6 истребителей были направлены в Китай в середине 1940 года, для усиления военно-воздушных сил и сопровождения бомбардировщиков. 19 августа 13 истребителей A6M2, сопровождали бомбардировщики Мицубиси G3M2. была поставлена задача, разбомбить китайскую базу. Но в ходе выполнения задания, на пути к базе японские лётчики не встретили ни одного вражеского истребителя. Это произошло из-за того, что китайская разведка доложила о новых истребителях. А следующий удачный боевой вылет, произошёл 13 сентября 1940 года, когда китайские лётчики встретились в открытом бою с новыми истребителями. В этой схватке, смогли уйти только три китайских пилота, они использовали против "Зеро", советские истребители И-16 и И-153, которые были уже устаревшими на тот период войны. Японские пилоты в этот день, записали на свой счёт 27 истребителей противника. Отличные лётные характеристики и мощное вооружение, состоящее из 2-х 20 мм пушек и 2-х 7.7 мм пулемётов, не оставляло шансов врагам. С тех пор, началась новая тактика, в которой появились истребители сопровождения. До этого момента, ни в одной стране мира, не предпринимались такие меры для защиты бомбардировочной авиации.

Превосходство переоценили

Японское императорское командование, переоценило свои возможности. Отличные отзывы от пилотов о появившемся в ВМФ истребителе Mitsubishi A6M Zero, заставило поверить всех в его непобедимость. Заступивший на службу Mitsubishi A6M в начальном периоде войны, превосходил все имеющиеся истребители противника. Тем самым создавал превосходство. Что всё-таки, Япония не настолько отсталая в технологиях страна и что может добиться успеха. Конечно, главным фактором являлось то, что при необходимой сноровке, опытный лётчик мог добиться больших побед над противником. А японская философия оттачивания мастерства, приносила свои плоды. На деле, самолёт превращался в единый организм с пилотом. Лучшие лётчики императорской армии, записывали в каждом сражении многочисленные победы над врагом, но на самом деле, по данным разных исторических источников. Те самые поразительные победы во многих случаях были преувеличены японцами. Вот и получается, что пилоты императорской армии недоговаривали, а их руководство верило в несокрушимость самолёта и не предпринимало дальнейшего развития и модернизации.

По ту сторону баррикад

Американцы недооценили азиатов и военное руководство в начале войны с пеной у рта, доказывали, что Япония, не способна сделать, что то стоящее. Ведь все их потуги, были в виде копий, зарубежной техники и покупки лицензии на производство устаревших самолётов. Например, авиационную 20мм пушку Эрликон закупили в Швейцарии, после изучения данного вооружения, японское командование приняло решение, купить лицензию, для производства пушки на своих заводах. А пулемёт калибра 7.7 мм, был лицензионной копией, английского пулемёта Vikkers.

«Вы не встретите ничего серьезнее полотняных бипланов», — высказывались накануне войны на Тихом океане руководители ВВС союзников.

Вот есть несколько отзывов, от пилотов США. Они летали на тот момент на таких самолётах как: F2A-3 «Буффало» и F4F-3 «Уайлдкэт».

Истребитель «Зеро» превосходит F2A-3 в горизонтальной скорости. Он намного манёвренней F2A-3. Он превосходит F2A-3 по скороподъёмности. Он настолько превосходит F2A-3 на вертикалях, что представляется бессмысленным пытаться сделать более одного захода на любую цель. Он обладает большей огневой мощью, чем F2A-3». Капитан Кирк Армистид (ВРИО командира эскадрильи)
Джапы обладают очень манёвренными и скоростными самолётами в виде их истребителя «00», имеющего в достатке огневой мощи. Они могут спокойно развернуться внутри виража «Брюстера». Лейтенант У. В. Брук
Я видел два «Брюстера», пытавшихся атаковать вражеские «Зеро». Один был сбит, другого спас зенитный огонь, прикрывший его хвост. Оба выглядели как привязанные, когда «Зеро» делали на них заходы. Я уверен, что будь у нас самолёты хоть вполовину такие же хорошие, как «Зеро», – мы смогли бы полностью остановить этот рейд. Лейтенант Чарльз Хьюз (наблюдал бой с земли)

Дальнейшее развитие и неудачи

Но одной уверенности в том, что самолёт получился идеальным, было мало. Дальнейшее развитие самолёта Тип 0, выглядело как полумеры. Если в начале карьеры до 1942 года, Рей-Сен господствовал в воздухе. А постоянные доклады японскому руководству, только подогревали их самолюбие. Первый переломный момент, который начал отрезвлять японское руководство, произошёл в битве за Мидуей 4-6 июня 1942 году. В этом сражении Япония потеряла несколько больших авианосцев и большое количество опытных пилотов. Такую потерю было трудно восстановить. Ведь, чтобы мастерски летать на A6M, необходимо было пройти длительное обучение, на что в период войны попросту не хватало времени. Да и к тому же, армия США получила новые истребители Grumman F6F «Hellcat» и North American P-51 «Mustang», Chance Vought F4U «Corsair». С мощными двигателями и вооружением.

Таким образом, инженерам пришлось в спешном порядке улучшать конструкцию A6M. В последующих модификациях был добавлен бронелист, за спиной пилота, также было поставлено лобовое бронестекло 50 мм, усилена конструкция корпуса и крыльев, тем самым повысили скорость пикирования. И всё же, самолёту не хватало мощности, для более хорошего развития скорости. Тот-же американский конкурент «Hallcat», имел двигатель мощностью в 2000 л.с. против японского в 1146 л.с. Американские машины били живучие и легко выдерживали попадания японских 20 мм пушек. Не помогла и установка в место 2-х 7.7 мм пулемётов, тяжёлых пулемётов 13 калибра. А при одной очереди «Hallcat» из 6-ти 12 мм пулемётов, Зеро просто рассыпался в воздухе. На последнюю модель японские инженеры, всё такие поставили новый мощный двигатель от фирмы Мицубиси Кинсей-62 (МК8P). Двигатель Кинсей-62 выдавал мощность в 1521 л.с. но это был опытный прототип A6M8с. ВМФ Японии был выдан заказ, на серийное производство данной модификации, но к апрелю 1945 года, когда самолёт обкатали лётчики истребители и дали ему высокую оценку, было уже поздно. Вся Японская промышленность была в руинах.2A-3 «Баффало».

Камикадзе

Превосходство в авиации и флоте, было на стороне США, это было уже ясно японским генералам. Ведь мало какая страна могла противостоять Американской военной промышленности, которую поставили на рельсы после атаки на Перл-Харбор. Очередная мера, была предпринята японским руководством. Против ВМФ американцев, решили использовать камикадзе. На переоборудованные самолёты Рей-сен, подвешивали 250 кг бомбу. С самолёта снималось всё ненужное оборудование. Один такой камикадзе, потопил авианосец США. К концу войны, даже учебные самолёты Зеро, были переданы камикадзе. Но данные меры, не привели к победе, а лишь приблизили поражение.

Поражение

Япония к концу войны потеряла все большие авианосцы, и было решено в кратчайшие сроки, строить небольшие корабли данного класса. Но на таких кораблях не могли полноценно использоваться A6M. Даже увеличенные баки, не помогли действовать издалека. Базируясь на аэродромах, ведь A6M, разрабатывался для использования с авианосцев. После ковровых бомбардировок Японской промышленности, заводы уже не могли производить необходимое количество самолётов. Что стало неизбежным поражением в воздушном пространстве над Японскими островами. За всё время с 1940 - 1945 год было построено около 10 939 самолётов разных модификаций Mitsubishi A6M Zero.

Итоги войны конструкторов

Итоги такие, что японская педантичность и философский подход, никак не мог конкурировать с бешеной скоростью США. Американские инженеры, просто и постоянно работали над новыми методами технологического развития вооружений. Хоть и поначалу американцы недооценили врага, но позже догнали упущенные победы.

Читайте также интересные исторические статьи на моём канале:

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Спасибо, что дочитали эту историческую статью. Удачи Вам!