Кому-то кажется, что креативность — удел художников и писателей, которые дожидаются прилива вдохновения, чтобы сотворить очередной шедевр. На самом деле быть креативным, развивать творческое воображение и использовать его по прямому назначения может любой желающий. В этой статье — несколько простых, но могучих упражнений, которые заодно покажут, насколько просто вам дается выполнение творческих заданий.
Думай о другой
На первом этапе упражнения нужно нарисовать какой-нибудь простой символ: геометрическую фигуру или любой другой схематический рисунок, например, подойдут такие варианты:
Далее, нужно высказать несколько версий, на что похожи данные изображения. Возьмем первую картинку. Она чем-то напоминает горы или сломанный зуб, или букву М. Но это еще не все, теперь самое интересное. На следующем этапе нужно назвать 3-4 объекта из любых сфер (животные, техника, киногерои), которые никоим образом не относятся к изображенному рисунку. Задача — доказать, что названные объекты являются прямой ассоциацией к рисунку. Предположим, вы выбрали телевизор — как он может относиться к первой фигуре? Здесь нужно включать воображение. Например, у старых телевизоров были такие же ломаные изогнутые антенны. Или порой телевизор выходит из строя, и на экране появляются помехи — точь-в-точь как на рисунке.
Затем берем следующее изображение, и с ним проделываем ровно такую же последовательность действий.
Третий лишний
Выберите три любые предмета, которые попадутся вам на глаза. Мы возьмем солнце, шариковую ручку и логотип Pepsi. Мысленно составьте их в один ряд. Например, в такой:
А теперь, поочередно выбирая любой из предметов, вам необходимо обозначить, чем он отличается от всех остальных. Но не упрощайте себе жизнь: нельзя просто сказать, что в логотипе есть красный цвет, а у двух других предметов нет. Лучше действовать по такому принципу: если вы выбрали какой-то объект из трех, то вам нужно понять, что общего у двух оставшихся объектов. Например, если выбрать солнце, то очевидно, что ручка и логотип схожи между собой тем, что они оба созданы человеком. А солнце нет. А если указать на ручку, то здесь еще проще — солнце и логотип круглые. Упражнение развивает способность находить глубинные связи между явлениями и предметами, другими словами, зрить в корень — для творческого человека это почти что сверхспособность.
Доказать обратное
Какой-то философ говорил, что только человек, обладающий сильным умом, способен обдумывать мысль, с которой он не согласен. Попробуйте проделать то же самое в рамках своеобразного эксперимента. Для начала выберите утверждение, с которым вы абсолютно несогласны. Можно взять любой распространенный стереотип, к которому вы относитесь критически. Например, что женщины любят только богатых. Или что русские пьют много водки.
И далее подберите как минимум пять аргументов в защиту этого стереотипа. Сложность этого упражнения в том, что сначала нужно освободить свой мозг от внутренних установок и критических оценок. На первом этапе задание покажется невыполнимым, придется буквально перешагнуть через себя. Отнеситесь к этому как к игре. Желаю вам победы.