Найти тему

Первый будний день после семейской свадьбы в доме родителей мужа.

Нелегкими были будни сношеньки в семейских семьях. Предлагаю почитать отрывок из книги "Белые гуси на белом снегу" Елизара Мальцева. Действие романа разворачивается в семейской селе Хонхолой Мухоршибирского района Республики Бурятия в начале 20-го века.

Село Хонхолой на горизонте. 2019 г.
Село Хонхолой на горизонте. 2019 г.

...А на четвертый день наступили отрезвляющие будни. Чуть свет свекровь Ульяна Евсеевна тронула невестку за плечо и протянула нараспев:

— Пора, милка, и честь знать... Вставай, топи печь, потом понежишься...

Еленка наперед знала, как нужно себя вести в таком случае, она молча поднялась, обратила лицо к иконам в переднем углу избы и стала читать утренний начал:

— Боже милостивый, буди мне грешную... Без числа я согрешила, Господи, помилуй меня... Достойно есть яко воистину благ Богородицу, присно блаженную пренепорочную Матерь Бога нашего... Богородице Дево, радуйся, обрадованная Мария, Господь с тобою, благословенна ты в женах, благословен плод твой, чрева того, яко родила Христа Иисуса, избавителя душам нашим...

Начал был длинный, со многими поясными поклонами, когда нужно было касаться лбом половицы. Поклонилась свекру и свекрови молодуха и зачастила слова прощения:

— Батюшка, простите, матушка, простите, дедушки и бабушки, простите, дяденьки и тетеньки, простите, братцы и сестрицы, простите; мир православный, все христиане простите, ангелы и архангелы, все святые, простите, сохраните, путь-дорогу укажите... Слава отцу и сыну и святому духу, аминь...

Лишь вышептав положенный начал, Елена на правах невестки снова обратилась к свекру и свекрови:

— Батюшка и матушка, благословите печь затопить...

— Бог благословит,— глядя на покорную и всезнающую невестку, удовлетворенно качнули головами Аввакум Сидорович и Ульяна Евсеевна.

Елена, накинув кормушку на плечи, выскочила в холодные сени, забралась по лесенке на чердак, к печной трубе, сняла вьюшку, вынула чугунный «блин», живо метнулась обратно в избу, разожгла лучины на шестке, стала растапливать дрова. Все было привычно, как дома, но здесь она словно держала особую проверку, показывала всем свою сноровистость и удаль...

И получилось так, что, уйдя от костоломной работы в родном доме, она угодила в не менее тяжкую упряжку и должна была тянуть тут воз побольше — весь день на ногах: то у печки, то у квашни с тестом, то у корыта с бельем, то у коровы, чтобы подоить ее, то задавать корм лошадям. Мальцевы жили не так справно, как казалось со стороны, и, хотя все были обуты и одеты и сыты, денег, чтобы сразу справить свадьбу, у них не оказалось, как и у отца Еленки. Недели через две, обговорив, что свадьбу лучше играть весной, на пасху, Аввакум Сидорович взял подряд на железной дороге и повез молодых, как тогда говорили, «на линию»— заготавливать и валить лес для станции Петровск-Забайкальский. Медовый месяц выдался каторжный — Еленка готовила еду на шестерых, потому что, кроме Логи и свекора, увязались за ними трое односельчан. Чтобы подработать лишнюю копейку, молодухе пришлось и варить на всех, и обстирывать, и прибирать в бараке, и спать вповалку на общих нарах. Не успела вернуться с «линии», прокалымив там почти два месяца, как ее позвал на подмогу отец,— мачеха была на сносях и нужно было помыть полы, навести порядок в доме...

P.S. Не простыми были дни молодых женщин-невесток в семейском доме век назад. Ушли эти дни в невозвратное прошлое. Наверное к счастью.

Столетний дом в селе Хонхолой. Июнь 2019 г.
Столетний дом в селе Хонхолой. Июнь 2019 г.