Найти тему

Кузнечный цех завода «Новый Лесснер» на Выборгской стороне признали памятником

Уникальная ангарная постройка сохранила большинство подлинных конструктивных элементов.

Кузнечный цех завода «Новый Лесснер» на Большом Сампсониевском проспекте в Выборгском районе признали объектом культурного наследия регионального значения. Соответствующее распоряжение подписал председатель КГИОП Сергей Макаров.

В середине XIX века прибывший в Петербург немецкий купец I гильдии Густав Арнольдович Лесснер получил «высочайшее разрешение» от императора Николая I на постройку ткацкой фабрики и фабрики плавильных печей. В первые годы в мастерских Лесснера изготавливались кузнечные горны, ремонтировались кареты и телеги, типографские принадлежности. В конце XIX века завод производил паровые машины, паровые молоты, гидравлические ковальные машины, насосы и подъемные краны разных систем, стропила, колонны, мосты, паровые котлы.

В 1898 году на Выборгской стороне между набережной Большой Невки и Большим Сампсониевским проспектом построили второй механический завод братьев Лесснер. Его назвали «Чугунолитейный и котельный завод акционерного общества Г. А. Лесснер», а потом переименовали «Новый Лесснер».

Первоначально на заводе делали паровые машины и котлы, водотурбинные котлы, гидравлические ковальные машины, насосы и прессы. В начале ХХ века завод не выдержал конкуренции с зарубежной продукцией, стал терпеть убытки, и его решили перепрофилировать газогенераторов и новейших автомобильных двигателей. Во время русско-японской войны (1904—1905 год) завод получал большие государственные военные заказы, а после – выгодные заказы по восстановлению флота. В период с 1904 по 1909 год «Новый Лесснер» выпустил первые отечественные автомобили тринадцати разновидностей: легковые, почтовые, пожарные, грузовые.

После революции «Новый Лесснер» стал собственностью государства. В 1922 в честь пятилетия Октября «Новый Лесснер» переименовали в «Государственный механический завод имени Карла Маркса».

В 1928 году на территории завода построили новый кузнечный цех. Сейчас это единственное историческое здание комплекса. По мнению экспертов, цех — яркий пример строительных приемов и технологий первой трети XX века. Он относится к типу ангарных построек с не перекрытым внутренним объемом. Таких осталось мало. В здании сохранилось большинство подлинных конструктивных элементов: бетонный каркас, кирпичное заполнение, бетонные своды, световые фонари, лестница, подлинные оконные заполнения с мелкой расстекловкой. Сейчас здание используется под административные цели.

В феврале 2018 года стало известно, что на месте снесенного завода «Новый Лесснер» на Большом Сампсониевском проспекте построят жилой комплекс бизнес-класса. Исторические корпуса незаконно снесли в 2016 году.

Фото: КГИОП