Найти тему
Анастасия Постригай

Почему картина Куинджи светится, а собака Гогена краснеет?

Как цвет, свет и композиция помогают художникам покорять наши сердца, и причем здесь собака с фонариком?

Никакого обмана

Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

На презентации полотна «Лунная ночь на Днепре» (1880) Архипа Куинджи зрители пытались заглянуть за полотно и проверить, нет ли там дополнительного освещения – такой яркой им казалась Луна.

Но дело здесь не в спецэффектах, а в таланте. Художник сыграл на контрастах темного и светлого и мастерски выписал рефлексы, отражение света на воде, облаках и стенах домов.

Впервые картину показали в Обществе поощрения художников в 1880 году, и других работ на выставке не было. Зал был затемнен, на картину было выставлено освещение, благодаря чему Луна и лунная дорожка казались еще более яркими.

Осторожно, красная собака!

Поль Гоген «Озорная шутка»
Поль Гоген «Озорная шутка»

Однажды Гоген услышал, как посетительница выставки смеется над его красной собакой, потому что собаки красными не бывают! Гоген расстроился: в его понимании жаркое таитянское солнце действительно «красило» мех животного и почву вокруг в такой яркий цвет.

Поль Гоген «Желтый Христос»
Поль Гоген «Желтый Христос»

Гоген любил чистый цвет, а фигуры и предметы очерчивал темной линией, из-за чего его картины напоминают витражи. Особую роль цвет играет и в картине «Желтый Христос», которая поражает контрастом: Спаситель мучается на кресте, пока крестьяне занимаются повседневной работой, не замечая его. Это двойная метафора: Гоген показал, что Бог всегда рядом, напомнил о его жертве и подчеркнул, что жизнь человека возможна благодаря ей.

Не все сразу

Рембрандт «Ночной дозор» (или «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга»)
Рембрандт «Ночной дозор» (или «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга»)

Картина Рембрандта «Ночной дозор» (1642) хранит множество секретов. Во-первых, изначально дозор был не ночным, а дневным – работа была светлее, но со временем потемнела.

Это групповой портрет роты, заказанный стрелковым обществом. Во времена Рембрандта это было модно: общества и гильдии заказывали групповые портреты своих членов для офисов. Гонорар, который запрашивал художник, делился на количество заказчиков, и каждый платил одинаковую сумму. А раз платили все одинаково, то художнику надо было ухитриться написать портрет так, чтобы каждый занимал на нем одинаковое место.

Рембрандт «Ночной дозор» (фрагмент)
Рембрандт «Ночной дозор» (фрагмент)

Но Рембрандт не хотел писать очередную групповую «фотографию на паспорт» и подошел к заданию творчески. Он создал интересную композицию: рота выходит на светлую площадь из темноты арки. Раз люди изображены в движении, следственно, рост у них не как под линейку – на холсте есть и главные персонажи, и второстепенные. К тому же, помимо реальных членов роты, здесь присутствуют двое вспомогательных персонажей: барабанщик и девочка в золотом платье. Скорее всего, художник написал ее, чтобы гармонизировать композицию. Платье девочки сочетается с золотисто-белым камзолом лейтенанта (он стоит слева от капитана).

Заказчикам такая вольность не понравилась, зато теперь «Ночной дозор» входит в число самых легендарных картин за всю историю живописи.
Рембрандт нарушил общепринятые правила рынка – и картина от этого только выиграла.

А вам случалось нарушать правила и не жалеть об этом? Ведь прогресс двигают именно те, кто верит в «красных собак» и собственные убеждения.