Как цвет, свет и композиция помогают художникам покорять наши сердца, и причем здесь собака с фонариком?
Никакого обмана
На презентации полотна «Лунная ночь на Днепре» (1880) Архипа Куинджи зрители пытались заглянуть за полотно и проверить, нет ли там дополнительного освещения – такой яркой им казалась Луна.
Но дело здесь не в спецэффектах, а в таланте. Художник сыграл на контрастах темного и светлого и мастерски выписал рефлексы, отражение света на воде, облаках и стенах домов.
Впервые картину показали в Обществе поощрения художников в 1880 году, и других работ на выставке не было. Зал был затемнен, на картину было выставлено освещение, благодаря чему Луна и лунная дорожка казались еще более яркими.
Осторожно, красная собака!
Однажды Гоген услышал, как посетительница выставки смеется над его красной собакой, потому что собаки красными не бывают! Гоген расстроился: в его понимании жаркое таитянское солнце действительно «красило» мех животного и почву вокруг в такой яркий цвет.
Гоген любил чистый цвет, а фигуры и предметы очерчивал темной линией, из-за чего его картины напоминают витражи. Особую роль цвет играет и в картине «Желтый Христос», которая поражает контрастом: Спаситель мучается на кресте, пока крестьяне занимаются повседневной работой, не замечая его. Это двойная метафора: Гоген показал, что Бог всегда рядом, напомнил о его жертве и подчеркнул, что жизнь человека возможна благодаря ей.
Не все сразу
Картина Рембрандта «Ночной дозор» (1642) хранит множество секретов. Во-первых, изначально дозор был не ночным, а дневным – работа была светлее, но со временем потемнела.
Это групповой портрет роты, заказанный стрелковым обществом. Во времена Рембрандта это было модно: общества и гильдии заказывали групповые портреты своих членов для офисов. Гонорар, который запрашивал художник, делился на количество заказчиков, и каждый платил одинаковую сумму. А раз платили все одинаково, то художнику надо было ухитриться написать портрет так, чтобы каждый занимал на нем одинаковое место.
Но Рембрандт не хотел писать очередную групповую «фотографию на паспорт» и подошел к заданию творчески. Он создал интересную композицию: рота выходит на светлую площадь из темноты арки. Раз люди изображены в движении, следственно, рост у них не как под линейку – на холсте есть и главные персонажи, и второстепенные. К тому же, помимо реальных членов роты, здесь присутствуют двое вспомогательных персонажей: барабанщик и девочка в золотом платье. Скорее всего, художник написал ее, чтобы гармонизировать композицию. Платье девочки сочетается с золотисто-белым камзолом лейтенанта (он стоит слева от капитана).
Заказчикам такая вольность не понравилась, зато теперь «Ночной дозор» входит в число самых легендарных картин за всю историю живописи.
Рембрандт нарушил общепринятые правила рынка – и картина от этого только выиграла.
А вам случалось нарушать правила и не жалеть об этом? Ведь прогресс двигают именно те, кто верит в «красных собак» и собственные убеждения.