Брайан Де Пальма – один из лучших режиссеров восьмидесятых и девяностых годов прошлого века. Всем знакомы его фильмы «Лицо со шрамом», «Миссия невыполнима», «Путь Карлито» и «Неприкасаемые».
Конец девяностых и начало нулевых погубили многих известных актеров и режиссеров. Не пережил смену веков и Де Пальма. Провалы у режиссера случались и раньше, но одно дело, когда проваливаются «Военные потери» со своим 20-ти миллионным бюджетом и совсем другое, когда под откос летит стомиллионный блокбастер.
Режиссер еще и умудрился провалиться дважды подряд. Выпустив в середине девяностых большой кассовый хит – «Миссия невыполнима», Брайан Де Пальма в 1997 году поставил ленту «Глаза змеи» с Николасом Кейджем. Провал был не сильно мощным, но по карьере режиссера ударил.
Де Пальме срочно понадобился какой-нибудь большой хит. Его выбор пал на картину «Миссия на Марс», которую разрабатывала студия Disney. Фильм не задумывался каким-то масштабным хитом, а потому режиссером проекта значился Гор Вербински, который за пару лет до этого выдал небольшой, но успешный фильм «Мышиная охота».
Когда картиной заинтересовался Брайан Де Пальма, Вербински указали на дверь, а бюджет «Миссии на Марс» увеличили с 60-ти до 100 миллионов долларов.
Вербински переключился на «Мексиканца», а еще через пару лет выдал «Пиратов Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины».
Как и любой большой режиссер Брайан Де Пальма стал править имеющийся сценарий. Студия Disney, не ожидая подвоха, полностью развязала руки творцу. Работы над сценарием, к которым присоединился сценарист Грэм Йост («Скорость», «Ливень»), превратили «Миссию на Марс» совсем в другое кино. Из легкой приключенческой фантастики, лента переквалифицировалась в фантастическую драму о первом контакте.
Все еще не осознавая всех рисков Disney запустила проект в производство. Ради него огромную съемочную площадку в канадском Ванкувере полностью засыпали песком. Дабы сделать песок красным, на него вылили почти 53 тысячи литров красной краски. Все это сделало площадку для съемок «Миссии на Марс» одной из самых дорогих в истории кино.
Для съемок создали несколько скафандров, каждый из которых обошелся в 100 тысяч долларов. Сумма смешная относительно цены настоящих скафандров, которые использует NASA, но о подобном расточительстве на съемках фильма, Брайану Де Пальме потом еще долго будут напоминать.
Производство одного скафандра обходится NASA в 10-13 миллионов долларов.
Когда в 1999 году чиновники Disney получили в руки результат трудов Брайана Де Пальмы они схватились за головы. Вместо развеселого блокбастера, которым студия собиралась открывать летний сезон 2000 года, они увидели трехчасовую психологическую историю о Марсе.
Тестовые просмотры прошли ужасно, так что «Миссию на Марс» сильно порезали, что превратило и без того специфический материал в нечто неполноценное. Но студия добилась своего, вместо трехчасового фильма они получили картину длиной в 1 час 45 минут.
Провал был мощнейший. Сперва ленту уничтожили критики, а потом проигнорировал зритель в кинотеатрах. Не помогли рекордные, на тот момент, маркетинговые затраты на продвижение. С другой стороны, без них провал картины мог быть и попросту чудовищным.
Спустя восемь месяцев после премьеры «Миссии на Марс», в кинотеатрах с похожим треском провалился фильм студии Warner Bros, рассказывающий еще об одной высадке на Марс. «Красная планета» больше походила на боевик, но до зрителя тоже достучаться не смогла.
«Миссия на Марс» при бюджете в 100 миллионов освоила в мировом прокате лишь 111 миллионов. По сообщениям разных американских изданий студия Disney потеряла на фильме от 80 до 100 миллионов долларов.
Провал практически уничтожил студию Touchstone Pictures (подразделение Disney). Вытащить студию не смог даже успех её другого фильма «Угнать за 60 секунд», который вышел через пару месяцев после «Миссии на Марс». Спустя пару лет кинокомпания Disney и вовсе отправит Touchstone Pictures заниматься низкобюджетными лентами.
Брайан Де Пальма получил номинацию на «Золотую малину» и разругался с Disney. Все это не пошло на пользу режиссеру. Больше крупных бюджетов ему никто не давал. В 2005 году он попытался вернуться в Голливуд с фильмом «Черная орхидея», но его провал уже полностью похоронил Де Пальму.
Сложно сказать, что получилось бы у Гора Вербински, сними он свою «Миссию на Марс». Возможно, Брайан Де Пальма просто спас начинающего режиссера и в какой-то степени подарил нам «Пиратов Карибского моря».
Кстати, части декораций из «Миссии на Марс» Disney все-таки нашел применение. Корабль и скафандры выставлены в павильонах парка Мир Диснея во Флориде.
Stay Tuned!
Как Подъем с глубины сорвал перезапуск Кинг Конга