Найти тему

Российскому триколору – 350, а казанскому знамени Грозного – 467!

Казанское знамя (прорисовка). Источник: Википедия
Казанское знамя (прорисовка). Источник: Википедия

Сегодня исполнилось 350 лет государственному флагу - российскому триколору. В связи с тем, что «Александровская слобода» является «музеем Ивана Грозного», будет уместно углубиться в историю и вспомнить о знаменах первого русского царя.

Известно, что в 1552 г окончательную победу над Казанским ханством одержали предводимые Иваном IV войска, хранимые казанским знаменем. На нем изображен Спас Нерукотворный. Слово «нерукотворный» говорит о том, что к изображению Христа никто не прикладывал руку. В источниках содержится история о том, что Христос вручил посланцу болевшего царя Авгаря кусок ткани, который Иисус приложил к своему лицу, и на нем отпечатался его лик. После этого царь исцелился. Изображение Спаса на убрусе (плат, платок, полотенце) был достаточно распространен в русской иконописи.

В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным говорится: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный, и наверх водружен животворящий крест, иже бе у прародителя его, государя нашего, достохвалного великаго князя Дмитриа на Дону». Как говорила в одном из интервью старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля М. Голованова, знамя, развернутое на Куликовом поле, было «черное, или «чермное» - темно-синее. Как бы ни выглядело знамя Дмитрия Донского, прослеживается связь двух побед над «неверными» в весьма значимых для нашей страны сражениях.

Как в XIV в., так и в XVI в. образ Спаса на «херугви христианские» для русских воинов был равен иконописному изображению Спасителя в храме. К знамени обращались как к иконе. Под ним молились перед боем. Считалось, что погибшие на поле брани ратники будут причислены воинству небесному, главой которому сам Христос.

Великий стяг
Великий стяг

В Оружейной палате хранится другое знамя -Великий стяг Ивана Грозного. Это огромное полотнище (2 м. 30 см. на 5 м. 20 см.) с изображением сцен Апокалипсиса: торжественное ведение Спасителя на белом коне, небесное воинство с архангелом во главе. На нем присутствует титул царя и название - «Великий стяг».

Книга Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова, одного из 12 апостолов и 4 евангелистов, содержит видение последней битвы между силами Добра и Зла. Представленный на знамени Христос словно сам является частью воинства, призванного сокрушать врагов. На знамени приведен большой отрывок из текста Апокалипсиса, включая «Из уст Его изыде оружие остро, да тем избиет языки: и Той упасет я жезлом железным: и Той перет точило вина ярости и гнева Божия Вседержителева». Как считает толкователь Книги Откровение архиепископ Аверкий (Таушев), «это меч Христов, в данном случае не столько как учителя, а больше как Царя, совершающего Свои суды, как оружие для наказания нечестивых…». Действительно, на Великом стяге имеется изображение меча как карающего оружия Господа.

Великий стяг (прорисовка). Источник: Википедия
Великий стяг (прорисовка). Источник: Википедия

Стяг, установленный в музее-заповеднике «Александровская слобода», более скромный. Но он создает прекрасный фон для фотографий.

Авторы: керамист, дизайнер В. Сташкевич, мастер кузнечной ковки В. Петелин
Авторы: керамист, дизайнер В. Сташкевич, мастер кузнечной ковки В. Петелин